ЗАРИН (Зорин) Сергей Михайлович - Страница 7

Он подчёркивал отличие христианской благотворительности от нехристианской. Первая всецело основана на нравственных началах и состоит в общении не только имущества, но и любви, тогда как вторая часто имеет прагматические основания. Зарин писал: «У Цицерона, например, благотворительность имеет смысл политико-экономический, она есть utilitas – полезное дело». Руководствуясь этими взглядами, он отвергал коммунистические воззрения на частную собственность и выступал против тех, кто пытались найти им подтверждение в истории раннехристианской церкви. Общность имущества в Иерусалимской общине Зарин не считал отказом от собственности, полагая, что она «оставалась нравственным правом всякого члена общины», при этом «верующие, пылая взаимной любовью, не считали свою собственность исключительной, но охотно и с готовностью делились ею с нуждающимися». Христианскую практику добровольной нищеты или полного нестяжания Зарин признавал уместной, прежде всего, для монашеского образа жизни, потому что отречение от собственности представляет собой «самое действительное, а для некоторых христиан и необходимое пособие и средство подавления и искоренения пристрастия к земным благам». Освобождение от забот о приобретении и сохранении имущества способствует собранности подвижника, «воспитанию, поддержанию и развитию в нём созерцательной и молитвенной любви к Богу». Впрочем, по мнению Зарина, отречение от собственности не должно рассматриваться в качестве «сверхдолжной заслуги» в духе римско-католического учения, выводимого из призыва Иисуса Христа к богатому юноше продать своё богатство и раздать его нищим (Мф. 19:20–21), т.к. в этом призыве содержится общее нравственное требование освобождения от привязанности к земным стяжаниям, «что несомненно видно из параллельных мест Мк. и Лк.». Выдающийся трудом Зарина исследователи признают его магистерскую диссертацию «Аскетизм по православно-христианскому учению». По словам современного патролога, этот труд «является в действительности органичным синтезом филологии, богословия, библиологии и патрологии». Зарин ссылался на сочинения более 65 отцов церкви и церковных писателей (по преимуществу восточных периода IV–VII вв.: отцов-каппадокийцев, преподобных Макария Великого (Египетского), Нила Синайского, Дорофея Газского, Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, Максима Исповедника,  а также Евагрия Понтийского, Немесия Эмесского и др.); использовал как отечественную научно-богословскую, экзегетическую, церковно-историческую и философскую литературу (около 80 авторов), так и зарубежные исследования (более 30 авторов). Задачей Зарина было проанализировать обширное аскетическое учение, содержащееся в Священном Писании и у отцов церкви, изложить в систематическом виде и тем самым выявить сущность православного аскетизма, указать его место в контексте учения церкви о спасении, а также дать литературную отповедь современным противникам аскетизма. Сочинение принесло ему известность как церковному ученому. Официальный оппонент А.А. Бронзов писал, что автор «сумел мастерски разобраться в имевшемся у него под руками огромном материале». Выводы Зарин обосновал «надёжными – библейскими и святоотеческими данными, благодаря чему всегда говорил православно, и всю свою задачу он верно понял и верно оценил». Второй оппонент – архимандрит Феофан (Быстров), – характеризуя труд Зарина, писал: «Из этого сочинения можно было бы получить три-четыре магистерских сочинения, так что оно заслуживало бы не только магистерской, но и докторской степени».

 



 
PR-CY.ru