ЗАРИН (Зорин) Сергей Михайлович - Страница 4

Отождествляя христианство с Царством Божьим, он оценивал его как новый, «неотмирный» порядок, который должен преобразить весь мир. Истинное христианство призвано осуществить волю Божью на земле, освятить земную жизнь человека, в то время как ложное стремится оторвать человека от земли, «чтобы перенести на небо». Такое «спиритуалистическое», по определению Зарина, понимание христианства было присуще «историческому монашеству», тогда как подлинное уподобление Христу состоит не в бегстве от мира, а в деятельном служении благу ближних, по Зарину, в добросовестном исполнении обязанностей земного призвания. В богословском обосновании обновленческой идеологии, сопоставляя понятия «Царство Божие» и «Церковь», он полагал, что первое понятие шире второго и включает его в себя как главный, но далеко не единственный элемент. Также «христианство и истинное православие (в понимании Зарина) не исчерпываются сполна ни в каком определённом исповедании…» Царство Божье представлялось Зарину «лабораторией, в которой вырабатываются элементы, нужные для Церкви, но которые пока еще непосредственно не вошли в неё». Местом постепенного проявления правды Царства Божьего должны стать общественные, эстетические, культурные и иные отношения, т.к. «в объём Царства Небесного включаются и государство, понятие культуры, прогресса политического, социального и т.д.». Решающую роль в жизни «Царства» имеет воля человека, которая при участии Божественного промысла в итоге преодолеет всё несовершенство этого мира, и «окончательная победа будет на стороне добра». Большое значение Зарин придавал вопросу о роли индивидуальности в церкви. Определяя индивидуальность человека как «образ взаимоотношения различных жизненных, физических и психических функций, отправлений и способностей в целой совокупности личного бытия», главной её особенностью он считал наличие какой-либо уникальной способности. Поскольку каждый человек обладает по преимуществу только одним особенным дарованием, люди испытывают естественную потребность «жизненного и тесного общения» друг с другом, что составляет основу общества. Христианство как абсолютная форма общности ценит человеческую индивидуальность и не стремится погасить или подавить её, напротив, «Святому Духу приписывается двойное действие: быть принципом разнообразного множества дарований и образовывать связь их единства». Исходя из этого, Зарин полагал, что основной идеей евангельского образа Церкви как Тела является взаимное служение христиан личными дарованиями, восполняющее недостаточность каждого из них, подобно неразрывной связи органов в человеческом теле. Таким образом, «соборность, составляющая одну из существенных стихий благодатной жизни истинной Христовой Церкви, не отрицает, но, напротив, необходимо предполагает индивидуальность с полным и по возможности всесторонним её развитием». В своей концепции проведения обновленческого вселенского Собора (обсуждения которого проходили в 1925 г.) Зарин стремился избежать противоречия между необходимостью участия в Соборе «церковного народа» и правом епископата на принятие решений. Предлагаемый им компромисс заключался в том, чтобы предоставить церковной общественности функцию контроля за «православностью» принимаемых Собором решений и соответствием их предыдущим общепринятым вероопределениям.

 



 
PR-CY.ru