ЗАРИН (Зорин) Сергей Михайлович - Страница 3

С.М. Зарин был профессором и проректором Московской богословской академии, открытой на территории Московской духовной академии, читал лекции по Новому Завету (с элементами греческого языка) и нравственному богословию (христианской этике). С 1927 г. Московская богословская академия по его предложению перешла на «комплексную систему преподавания» (основная тема на первом курсе – церковь, на втором – христианство, на третьем – религия). На пленуме Синода 31 января 1927 г. выступал с докладом о положении богословских школ. В 1925–1927 гг. читал лекции («Идеология обновленчества» и др.) на обновленческих миссионерских курсах в Ростове-на-Дону, Краснодаре, Москве, Орехово-Зуеве. Входил в состав Издательского отдела обновленческого Синода, был редактором и издателем «Вестника Священного Синода Православной Российской Церкви» (с 1928 г. – «Вестник Священного Синода Православных Церквей в СССР»). Умер вне общения с Русской православной церковью, похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Став сторонником церковного обновления, С.М. Зарин высказывался за возвращение к «живому духу», апостольским и святоотеческим «корням» церкви. Он считал тождественными понятия «православие» и «обновленчество», поэтому, с одной стороны, резко критиковал каноническую церковь, с другой – предлагал введение «реформ, вызываемых самой жизнью и нимало не вредящих существу православия, но ему внутренне соответствующих». Основными проблемами Русской церкви Зарин считал отсутствие «живой проповеди», обмирщение, «окостенелость богослужебных форм», формальное отношение к своим обязанностям представителей клира, церковное руководство упрекал за связи с самодержавием и «освящение» капиталистического строя. Поместный Собор 1917–1918 гг. критиковал за дух «церковно-общественной реакции», а патриарха Тихона – «за антисоветскую борьбу, в которую он вовлёк многих архипастырей, пастырей и верующих мирян». Дореволюционные духовные школы и их достижения С.М. Зарин критиковал за пренебрежение насущными проблемами церковной жизни, за «изумительную картину контраста между мастерством научной техники и блеском внешней эрудиции, с одной стороны, и бедностью и ничтожеством полезных для церковно-общественных целей, выводов и достижений… – с другой». Он считал, что Русская церковь не выполнила своей освящающей миссии в Российской империи: «Если взять наше государство в период его соединения с Церковью, то можно убедиться, что оно было на 95% языческим». В послереволюционной ситуации Зарин поддерживал отделение церкви от государства и считал, что новый общественный порядок, проводимый в жизнь социалистами и марксистами, сам по себе направлен на достижение евангельского идеала, а церковь должна помогать власти в скорейшем его установлении. Он также полагал, что у церкви и социализма одна цель, но идут они к ней различными путями: «Языком церкви, языком религиозным оправдана социальная революция, которая своим методом идёт к цели освобождения человечества от социального и экономического неравенства, и не чужда задачам Царствия Божия». Христианство, в свою очередь, «тоже идёт к социализму, но только другим путём, путем религиозно-нравственного воздействия». Одну из главных причин неудачи обновленчества в Советской России он видел в противодействии «староцерковнического» епископата и считал необходимым остановить его вмешательством Константинопольского патриархата и Правительства СССР. Воззрения С.М. Зарина на место и роль церкви в государстве были обусловлены его экклезиологическими представлениями.

 



 
PR-CY.ru