ЗАЙЦЕВСКИЙ Алексей Яковлевич

ЗАЙЦЕВСКИЙ Алексей Яковлевич (1759–1803 гг.) – «богослов» поморского старообрядческого толка, Зарайский купец. Историк и писатель Павел Онуфриев Любопытный (Платон Львович Светозаров; 1772–1848 гг.) так характеризует его: «Муж благочестивый, учёный, даровитый и твёрдого духа, знатный писатель апологии против врагов благочестия, утверждающих во еретическом крещении бытие Святого Духа и очищение первородного греха; отличный победитель бракоборства и заблуждения грубых федосиян; не раз торжественно поражавший грубое заблуждение старообрядцев и слепоствующей нетовщины. Муж был тщательный в созидании церкви и устройстве её благолепия. Он был редкий зодчий (построил Покровскую часовню в Москве, разрушенную в 1837 г.), и знатный певец своей церкви. Его отличные таланты гремели в Москве, Зарайске и прочих странах у всех церквей староверства и у знатных особ вышнего круга. Он был славный заступник Христовой церкви и обличитель всех врагов её». Его сочинения, оставшиеся в рукописях, имели предметом, во-первых, полемику с православной церковью по вопросу о крещении и вообще против «новшеств» патриарха Никона (20 его ответов «никонианам» были известны митрополиту Платону); во-вторых, полемику против федосеевцев по вопросу о браке (доказывал возможность таинства брака без венчания в церкви); в-третьих, полемику против учения поповцев о действительности священства в священниках, переходивших из православной церкви. Зайцевский признавал учение о пришествии в мир антихриста, писал стихи, славился как хороший зодчий. Соч.: «Книга о святом еретическом крещении, в разных родах расположенная подлинными изображениями святых, отец и духом Христовой церкви разных веков против зловерных вралей и глупцов, настоятельно утверждающих, что крещение, произведенное или кафолическою формою, или еретическим образом, от оных церквей, оба имеют в себе наитие Святого Духа и ими первородный грех очищается»; «Двадцать ответов ревностным любителям догматизма и обрядов Никона патриарха и содружников Московского митрополита Платона, не раз обозревавшего оные с изумлением»; «Апология против заблуждения нечестивых бракоборцев, отвергающих в Христовой церкви вечность брачного бытия и утверждающих настоятельно, по грубости своей, что существо супружеской тайны состоит в пресвитерском венчании, а не в вечности обета сочетовающихся лиц»; «Рассуждение о явном заблуждении и упорстве старообрядцев, о их суеверном благоговении и привязанности к бегствующему священству, нечестивой и ложной хиротонии внешних»; «Суждение о бытии в мире антихриста и некоторых его отношений, клонящихся более до обоюдного мышления, духовного и чувственного»; «Пять ответов Павлу Онуфриевичу Любопытному, усвоящих изражение благочестивый не единственно кафолику, но и внешним», «Объяснение Московскому митрополиту Платону о законном бракосочетании Московского купца Василия Федорова Монина, учиненного по обряду Поморской церкви». Лит.: Попов Н. «Сборник для истории старообрядчества» (т. II. М. 1866 г., каталог П. Любопытного); Ливанов Ф.В. «Раскольники и острожники» (т. IV, каталог П. Любопытного. СПб. 1873 г.); Дружинин В.Г. «Писания русских старообрядцев» (СПб. 1912 г.).

 
PR-CY.ru