ЗАВИТНЕВИЧ Владимир Зенонович

ЗАВИТНЕВИЧ Владимир Зенонович (1853–1927 гг.) – белорусский писатель, историк, воспитанник Санкт-Петербургской духовной академии, профессор Киевской духовной академии по кафедре русской гражданской истории. Родился в семье священника, окончил Минское духовное училище, Минскую духовную семинарию, затем Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1879 г. – учитель Варшавского духовного училища. В Варшаве увлёкся историей православия. В варшавских архивах обнаружил ряд документов про неоднозначную роль церкви и религии в формировании государства. Провёл исследования о политических событиях, предшествовавших заключению Брестской унии. По политическим взглядам принадлежал к «левому крылу», чем вызывал недовольство официальной церковной верхушки, в 1910 г. был вынужден уйти в отставку, однако продолжал бесплатно читать лекции. Похоронен на Щекавицком кладбище в Киеве. Написал много трудов, посвящённых православной духовности, которые остаются востребованными и в настоящее время, используются при изучении истории православной церкви и проведении современных исследований. Одним из таких трудов является «Записка Завитневича», которая наиболее известна. В ней был просуммирован опыт жизни всей православной церкви. Мнение Завитневича разделяли ещё 32 священника, которые подготовили послание. Суть «Записки Завитневича» – проблемы свободы и соборности. В.З. Завитневич считал, что «основной стихией церковной жизни является свобода», соответственно восстановление соборности не может быть осуществлено без обретения ещё одного важного основания церковной жизни – личностности. Личность должна быть признана церковью «без её относительного достоинства». В.З. Завитневич принимал активное участие в деятельности общественных исторических и археологических организаций, активно занимался археологическими исследованиями, провёл раскопки славянских памятников в бассейнах рек  Припять, Днепр, Неман, Сула, Березина. В Минской губернии им обследовано в общей сложности около 700 курганов, 82 могильника и городище дреговичей. Вскоре после прихода в штат Киевской духовной академии он был избран помощником секретаря Церковно-археологического общества при академии (пробыл в этой должности до 1908 г.). В 1890 г. был зачислен действительным членом Императорского Московского археологического общества, а также Общества истории и древностей при Московском университете. Все археологические находки В.З. Завитневич жертвовал музеям, в первую очередь, Церковно-историческому и археологическому музею при Киевской Духовной академии. Главные труды: «Палинодия Захарии Копыстенского и её место в истории западно-русской полемики XVI и XVII веков» (магистерская диссертация); «Алексей Степанович Хомяков» (докторская диссертация); «Владимир святой, как политический деятель»; «Великий князь киевский Святослав Игоревич и историческое значение его богатырских подвигов» («Труды Киевской Духовной Академии», 1888, кн. 3); «Значение первых славянофилов в деле уяснения идей народности и самобытности» (Киев, 1891); «К вопросу об историческом призвании русского народа» (1893); «Рационализм, как источник неверия и сектантства» (1900); «Памяти А.С. Пушкина. О значении личности в истории» («Труды Киевской академии», 1899, книга 6); «О высшем начале общественной нравственности» («Странник». 1900, кн. 8 и 9); «Религиозное состояние Н.В. Гоголя в последние годы его жизни» («Чтения в историческом обществе Нестора-Летописца», 1902); «Место А.С. Хомякова в истории русского народного самосознания» («Мирный Труд», 1904, кн. 4); «Значение великой Московской смуты в общем ходе политического развития допетровской Руси» (Киев, 1908); «Вопрос о народности в его научной постановке» (Киев, 1912).

 
PR-CY.ru