ЗАХАРИЯ

ЗАХАРИЯ – Иерусалимский патриарх (609 – после 614 гг.), святитель. До избрания патриархом был пресвитером и скевофилаксом Константинопольского патриаршего престола. В Пасхальной хронике указано, что Захария стал преемником патриарха Исихия (Исаакия?) в седьмой год правления византийского императора Фоки (602–610 гг.). Согласно исследователям, о правлении патриарха до 614 г. сведений немного. В начале 614 г. персидский царь Хосров II Парвиз (ум. в 628 г.), во время широкомасштабной византийско-персидской войны (602–628 гг.), охватившей всю территорию Ближнего Востока, напал на Иерусалим. Не имея возможности держать оборону, делегация горожан во главе с Захарией вступила в переговоры с персами. Вскоре Захария заключил договор с полководцем Шахрбаразом, что Иерусалим сдаётся персам, в город вступает персидский гарнизон, но вся внутренняя жизнь Иерусалима и имущество горожан сохраняются в неприкосновенности. Однако Захарии не удалось удержать город в спокойствии, и спустя короткое время горожане восстали против персов, одновременно устроив погром иудейских кварталов города. Под давлением паствы Захария был вынужден прервать отношения с персами. Война возобновилась: 15 апреля 614 г. Шахрбараз осадил Иерусалим и после 20 дней боёв захватил город штурмом. Иерусалим был разграблен, погибло 90 тыс. человек. Множество жителей города, в том числе и Захария, были уведены персами в плен, в Персию также было вывезено Животворящее Древо Креста Господня. Впоследствии Хосров II был вынужден просить мира у Византийского императора Ираклия I (610–641 гг.). Крест Господень был возвращён в Иерусалим. Возвращены были и оставшиеся в живых христианские пленники, среди которых был, как предполагается, и патриарх Захария, мирно скончавшийся в 632 г. (по другим сведениям, в 633 г.). Тем не менее, после 614 г. документальных сведений о Захарии нет. Хронист начала IX в. Феофан Исповедник считал, что Захария был патриархом 22 года. Палестинский монах и богослов VII в. Антиох Стратиг, написавший сочинение «Пленение Иерусалима» (сохранилось в грузинском и арабском переводах), утверждал, что Захария умер в плену. В грузинском переводе повествования Антиоха говорится, что в 631 г. после возвращения Животворящего Древа Креста в Иерусалим император Ираклий I назначил новым патриархом Модеста (632–634 гг.), бывшего игумена монастыря Феодосия. Те же сведения подтверждает синайский Палестино-грузинский календарь, где сказано, что Иерусалимский архиепископ Захария умер в плену у персов. Его память отмечается 31 января и 28 октября. Издатель календаря Жерар Гаритт (1914–990 гг.) полагал, что первой дате соответствует день кончины, а второй, возможно, – возвращение мощей Захарии и их захоронение в Иерусалиме. В Грузинской Минее из собрания Дамбартон-Окс (Вашингтон) память Захарии значится под 21 февраля, однако в этой Минее сохранились элементы византийской (константинопольской) литургической традиции. В византийских синаксарях память Захарии без сказания отмечается 21 февраля. Греческий митрополит Софроний Евстратиадис, сохраняя традиционную дату 21 февраля, упоминает также известный ему канонарь Иерусалимской церкви, где память Захарии находится под 31 января и 28 октября, как и в Палестинско-грузинском календаре. Таким образом, 31 января и 28 октября исследователи считают датами памяти Захарии, видимо, изначально принятыми Иерусалимской церковью, в то время как память 21 февраля – традиция, возникшая в Константинополе. Болландисты поместили заимствованную из византийских синаксарей память Захарии в «Деяниях святых», однако его почитание на Западе не распространилось.

 
PR-CY.ru