ЗАКХЕЙ

ЗАКХЕЙ – начальник мытарей (сборщик налогов), богатый человек, которого Иисус Христос удостоил особым вниманием (Лук. 19:1–10). Православная церковь почитает Закхея в лике святых; память совершается 20 апреля (по юлианскому календарю). История, связанная с Закхеем, упоминается только в Евангелии от Луки. Согласно Библии, Закхей – богатый человек, начальник мытарей, обладал небольшим ростом, жил в Иерихоне. Когда Иисус Христос проходил через город, где жил Закхей, то он, желая хоть издали увидеть Мессию, влез на смоковницу. Там его заметил Христос и сказал: «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк. 19:5). Закхей поспешно сошёл и принял Иисуса с радостью. Глубоко тронутый, он дал обещание вчетверо воздать всем, кого только он когда-нибудь обидел при сборе пошлин и податей. В доме Закхея Христос из-за народного ропота сказал знаменательные слова: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19:9–10). По церковному преданию, Закхей впоследствии стал первым епископом христианской церкви в Кесарии Палестинской. На месте, где по преданию находился его дом, в настоящее время расположено Подворье Иоанна Предтечи в Иерихоне Русской духовной миссии в Иерусалиме Русской православной церкви. В святоотеческой литературе толкование истории Закхея ведётся двумя основными путями. Первый – буквалистское толкование, второй – аллегорическое или нравственное, по мнению Феофилакта Болгарского (XI – начало XII в.). При буквалистском толковании более подробно разбирается жизнь Закхея, его действия, к примеру, разбирается вопрос: почему Закхей обещал воздать тем, кого обидел, именно вчетверо? Согласно закону Моисееву, так должен поступать человек, совершивший воровство (Исх. 22:1), а Закхей, вероятно, при сборе налогов брал с людей больше, чем должен был. Аллегорическое толкование истории о Закхее – своеобразная попытка приблизить историю о Закхее к жизни современного христианина. Например: Закхей был богат – также как и все люди богаты грехами; толпа народа – это суетные заботы, наши грехи, страсти, мечты, прежние привычки; Закхей ростом был мал – это значит, что хотя человек и называет себя христианином, но всё же он духовный карлик, и поэтому не может видеть Христа, будучи подавлен своими грехами; подняться на дерево – значит, начать молиться; после слов Христа Закхей спустился с дерева – это означает покаяние; дом – это сердце; двери, которые могут быть открыты для Господа, – двери покаяния.

 



 
PR-CY.ru