ЗИХИЯ, Зикхия - Страница 10

Эту гипотезу исследователи считают вполне оправданной с точки зрения письменных источников, однако она не стала общепризнанной. Предлагались также без достаточных подтверждений локализации кафедры в районах древнего города Анакопия (ныне Новый Афон), посёлка Цандрипша, рек Мзымта, Псезуапсе, Шахе. Из Джикети происходят мраморные фрагменты, захваченные мегрельским князем Вамеком Дадиани и вмонтированные в стену его усыпальницы в Хоби (Западная Грузия; 1390 гг.). Это – колонны, капители, детали амвона и столы-менсы, в том числе с полукруглым завершением, из проконнесского мрамора. Согласно надписи на храме, Вамек разорил джикетские крепости Гагари (как полагают исследователи, Гагра) и Угаги. Под вопросом остаётся отнесение мраморных фрагментов из Хоби к кафедральной церкви Зихии – собору в Никопсии, упоминаемому Епифанием Монахом. Их датировка VI в. и явное византийское происхождение позволяют исследователям связать эти храмы как с основанием архиепископии в Зихии, так и с подобным же процессом в Абхазии: во II тыс. всё побережье к северо-западу от Пицунды грузины называли Джикети, и поэтому исследователи не могут считать Гагру южной границей Зихии в конце XIV в. Со второй трети VIII в. в погребениях на территории Зихии (Борисовский могильник) начинают появляться предметы салтово-маяцкой культуры, в том числе снаряжение всадника и коня. При этом керамика остаётся, в основном, местной. Это – так называемая культура кремаций кубанско-черноморской группы. Исследователи считают весьма вероятной связь группы с хазарами, продвинувшимися в данный период на юг, а также с другими тюркскими и угорскими племенами. Для VIII–IX вв. исследователи считают характерным наличие большего числа поселений. Однако, в основном, они сосредоточены на севере (левобережье Кубани) – на территории, принадлежность которой Зихии для данного периода исследователям неясна. Кроме того, памятники в низовьях Кубани (например, поселение Уташское), христианские по своему характеру, отличаются от памятников на зихийском побережье культурой кремации. На территории собственно Зихии данного периода исследователям известно городище Дузу-Кале около Новомихайловского с крепостью, сложенной из тёсаного камня на извести, в стену которой вмонтирована плита с крестом, что позволяет исследователям говорить о памятнике высокой строительной культуры, возможно, византийской. Городище находится неподалёку от одного из предполагаемых мест Никопсии. Крепость в Дузу-Кале продолжала функционировать и позднее, равно как и крепости в устье Нечепсухо и на окраине посёлка Новомихайловского (городище «МТС»). Другие храмы данного периода здесь исследователям неизвестны, лишь с кладбища у хутора Уташ около Анапы происходит серия каменных крестов (исследователи полагают, что там был храм). В конце XI – первой половине XIII вв. в Зихии кремировали умерших. Однако на самом севере Зихии есть ингумационные погребения с конём (могильники у Раевского городища и посёлка Варваровка), что указывает на присутствие кочевников-половцев. В XIII в. существовало поселение Утриш. Исследователи полагают, что с Уташского городища происходит надпись севаста Артемия (XIII в.?), вероятно, командира местного племенного отряда. Вторжение монголов в середине XIII в. во многом изменило Зихию и её культуру.



 
PR-CY.ru