ЗИХИЯ, Зикхия - Страница 4

Cогласно «Periplus Ponti Euxini», к VI в. во владениях зихов находилось поселение Старая Ахея (граница старой территории ахеев примерно та же, что и у Артемидора Эфесского). Однако на месте гениохов Страбона в «Periplus Ponti Euxini» появляются не зихи, а саниги Арриана. Следовательно, необходимо различать две стадии утверждения зихов в Северо-Восточном Причерноморье: вытеснение ахеев и части гениохов зихами в начале I в. до н.э. и смену оставшихся гениохов санигами в I в. н.э. Неоднородный этнический состав адыгов Нового времени не исключает предположение о том, что остатки ахеев и, как полагают исследователи, гениохов вошли в зихский племенной союз. Ключевым вопросом для реконструкции истории Зихии исследователи считают локализацию географических названий, приведённых у Арриана и в основывающемся на нём «Periplus Ponti Euxini». Исследователи готовы уверенно установить соответствия древних и современных топонимов: река Аваск – Мзымта или Псоу; река Мозигн или Врухонт – район Мацесты; река Нисия и соседний мыс – район Сочи; река Масетик – район Дагомыса, Лоо или Вардане; река Ахеунт (или Васия), южная граница Зихии – район Головинки или Лазаревского; Гераклов (или Спокойный) мыс, крепость Вага и Леи – район Туапсе; Никопсия, она же Старая Лазика у Арриана, у реки Псахапсия – район Новомихайловского и реки Нечепсухо; Старая Ахея – район Архипо-Осиповки; Паргрская гавань – Геленджик; Священная гавань – Новороссийск. Таким образом, территорию Зихии «Periplus Ponti Euxini» определяет от Геленджика до Головинки. В середине VI в. византийский историк Прокопий Кесарийский помещает зихов между абазгами и аланами с южной стороны и савирами с северной. В другом месте Прокопий Кесарийский указывает, что в древности царя зихов утверждал на троне римский император, но к VI в. они полностью отделились от империи. Наконец, южными соседями зихов Прокопий Кесарийский называет сагинов, т.е. санигов. Таким образом, границы Зихии по Прокопию Кесарийскому, в основном, совпадают с границами по «Periplus Ponti Euxini». По мнению исследователей, в IV в. христианства в Зихии ещё не было (Епифаний Кипрский помещает зихов среди народов Кавказа, имевших в то время собственные племенные религии). В середине VI в. Прокопий Кесарийский также не называл зихов христианами в отличие от абазгов. Тем не менее, во второй трети VI в. в Зихии уже была своя епископская кафедра. Под актами Константинопольского пятгого Вселенского собора 552 г. стоят подписи Дометиана, «епископа народа зихов». В четырёх случаях из семи перед подписью Дометиана находится подпись епископа Иоанна Боспорского, что может свидетельствовать, по мнению исследователей, о связи молодой кафедры Зихии с соседней Боспорской (образована не позже начала IV в.). Территория епархии Зихии в VI в. должна была соприкасаться с территорией Фанагорийской епископии на азиатском берегу Боспора. По мнению исследователей, учреждение кафедры Зихии состоялось в рамках политики императора Юстиниана I Великого (527–565 гг.) по укреплению связей с союзниками Византийской империи в Восточном Причерноморье, а выполнено было при помощи Боспорского епископа. Другим посредником византийского влияния могла быть созданная в 535 г. провинция Понт Полемониакский, близкий южный сосед Зихии. Центром епархии Зихии вскоре стал город Никопсия.

 



 
PR-CY.ru