ЗЁДЕРБЛОМ Натан

ЗЁДЕРБЛОМ Натан (1866–1931 гг.) – шведский религиозный деятель теолог, философ и историк религии, профессор религиоведения в университете Лейпцига (1912–1914 гг.), а также профессор теологии в университете Уппсалы (1901– 1914 гг.). После окончания школы поступил в Уппсальский университет, где изучал теологию. В 1883 г. получил диплом бакалавра, а в 1892 г. – степень кандидата теологии. В 1893 г. Натан Зёдерблом становится священником шведской лютеранской церкви и приступает к практической работе в одном из госпиталей близ Уппсалы. В 1894 г. получает назначение на должность капеллана при шведско-норвежской миссии в Париже. Во Франции продолжает изучать теологию, историю религий, восточные языки и в 1901 г. защищает докторскую диссертацию, посвящённую эсхатологии маздаизма. После этого Натан Зёдерблом был приглашён преподавать теологию в Уппсальский университет. В 1912 г. получил должность профессора в Лейпцигском университете, где читал лекции по истории религий, не прекращая преподавательской деятельности в Уппсале. В 1914 г. оставил преподавание в связи с избранием архиепископом шведской лютеранской церкви Уппсалы. Как архиепископ Уппсалы и глава Церкви Швеции был одним из основателей и наиболее известных идеологов экуменического движения, организатором экуменической конференции, которая проходила в Стокгольме в 1925 г. В 1930 г. Натан Зёдерблом был награждён Нобелевской премией за деятельность по укреплению мира. Умер в Уппсале. Основные религиоведческие работы: «Эсхатология маздеизма» (1901 г.), «Естественная теология и всеобщая история религий» (1913 г.), «Природа откровения» (1914 г.), «Становление веры в Бога» (1915 г.), «Живой Бог: Основные формы личной религии» (1933 г.). В своих работах Натан Зёдерблом уделял большое внимание проблеме становления веры в Бога. Анализируя существующие в его время теории происхождения религии, пришёл к выводу, что основу религии составляет представление о «святости», а её ядро составляет особый опыт её переживания верующими. В этом смысле, согласно Натану Зёдерблому, источник религии всегда индивидуален, т.е. религия начинается с индивидуального духовного поиска и откровения, и лишь затем становится массовым явлением. В этом смысле Натан Зедерблом противопоставлял своё понимание религии тем авторам, которые пытались описать религию как исключительно социальный феномен (например, Карлу Марксу). Натан Зёдерблом не ограничивал себя рамками той или иной существующей в его время теории и стремился показать, что анимизм, вера в безличную силу (мана, оренда и т.п.) и вера в Высшее Божество являются тремя различными и параллельно развивающимися типами религиозного опыта. Согласно Натану Зёдерблому, вера в Творца даёт первобытным людям ответ на вопрос о причине всего сущего, вера в души и духов помогает объяснить, чем является всё сущее, а вера в сверхъестественную силу, «насыщенная сильным и опасным ветром религии», делит всё сущее на священное и профанное. В дальнейшем из этих трёх групп верований путём сложных процессов возникает вера в Бога. Попытка Натана Зёдерблома выявить рациональные моменты в наиболее влиятельных теориях происхождения религии и использовать их для объяснения становления веры в Бога была весьма плодотворной. Особенно значимым для религиоведения был отказ Натана Зёдерблома от решения вопроса, какой тип религиозных верований (анимизм, вера в мана, вера в Творца) предшествовал всем остальным. По его мнению, неправомерно ставить вопрос о том, какую из форм ранних верований следует считать «минимумом религии». Многие современные исследователи религии, вслед за Натаном Зёдербломом, утверждают, что на ранних этапах развития человеческого общества архаические формы религиозных верований сосуществовали друг с другом и находились в тесном взаимодействии. Натан Зёдерблом сумел предвосхитить некоторые идеи, получившие дальнейшее развитие в трудах Рудольфа Отто, Фридриха Хайлера и других известных религиоведов.

 
PR-CY.ru