ЗАТВОРНИЧЕСТВО

ЗАТВОРНИЧЕСТВО – особый вид подвижничества, состоящий во временном или постоянном заключении себя в ограниченном пространстве. В явлении затворничества прослеживаются две центральные темы: умирание для мира, когда келья затворника переживается как могила, и добровольное заключение, подобное тюремному, с целью покаяния. Первая отчётливо представлена в традициях и восточного, и западного монашества, вторая более характерна для западного. Уподобление затворничества пребыванию в тюрьме отразилось в современном словоупотреблении: так, франц. «recluse» означает и монашеский затвор, и тюремное заключение, англ. «cell» – и келью затворника, и тюремную камеру. Определение места затворничества в аскетике связано с трудностями как содержательного, так и терминологического характера. Терминологически затворничество часто приближается к отшельничеству (анахоретству); анахорет не только человек, подвизающийся в затворе, но иногда пустынник, отшельник. Затворническим иногда назывался отшельнический или вообще монашеский образ жизни. В современном словоупотреблении эта двойственность отчасти сохраняется. Так, согласно словарю Владимира Ивановича Даля, «затворничание – житие в затворничестве, отшельничание». В этом смысле затворничество является эквивалентом уединения: жить затворником означает жить одиноко, быть нелюдимым (ср. также нем. «Einsiedler», франц. «reclus», англ. «recluse»). Терминологическая неясность связана с двойственностью отношения между отшельничеством и затворничеством. Под отшельничеством в широком смысле может подразумеваться любой монашеский подвиг, противопоставленный киновии: столпничество, затворничество, боскизм и т.п. В узком смысле отшельничество является одним из видов монашеского подвига, суть которого сводится к подвижнической жизни в уединении: «Подвиг св. затворничества имеет большое сходство с подвигом св. отшельничества. Уединённые пещеры служили для св. затворников тем же, чем были глубокие пустыни для св. отшельников; пещеры эти те же пустыни среди жилищ человеческих». Знаток восточно-христианской аскетической письменности Игнатий (Брянчанинов) считал, что затворничество относится к наиболее возвышенным видам подвижничества и стоит в одном ряду с подвигами отшельничества, молчальничества и др. По мнению пресвитера Гримлака (IX–X вв.), существует два вида подвижников, предающихся уединённой жизни: отшельники и затворники. Таким образом, во многих случаях употребление слова «затворничество» отличается от употребления слова «отшельничество» только спецификой уединения. Идеал затворничества – исихия, поэтому нередко в аскетической письменности в качестве аналога затворничества говорят об исихии (или о «священном безмолвии»). Так, затворничество называют безмолвием преподобные Иоанн Лествичник, Исаак Сирин, Симеона Новый Богослов. Суть подвига затворничества содержит в себе положительную и отрицательную стороны. Отрицательная состоит в максимальном отречении мира: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2:15–16).

 



 
PR-CY.ru