ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ

ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ – всякое богослужение, посвящённое молитве об усопших. В православной традиции существует несколько видов заупокойного богослужения: в первую очередь, это различные чины погребений усопших верных и особые последования для их как частного, так и общего поминовения (в том числе на третий, девятый, сороковой день после кончины и ежегодно); кроме того, в годовых подвижном и неподвижном богослужебных кругах для особого поминовения усопших выделено несколько суббот (так называемые родительские), которые по общему строю суточных служб и по содержанию исполняемых за ними песнопений также могут быть отнесены к заупокойному богослужению; в седмичном богослужебном круге тема поминовения усопших особенно подчёркнута в богослужении вообще всякой субботы; наконец, в том или ином объёме поминовение усопших совершается ежедневно. Формирование православной системы заупокойного богослужения происходило постепенно. До IV в. обычные усопшие поминались вместе с почившими святыми (мучениками). В современных условиях это сохранилось, например, в том, что заупокойные песнопения в субботних службах Октоиха объединены с песнопениями в честь всех святых. От IV–V вв. до нас дошло несколько описаний чина погребения и порядка поминовения усопших. В этот период о поминовении усопших писали такие отцы и учители церкви, как Иоанн Златоуст, Кирилл Иерусалимский, Епифаний Кипрский. Правило 50 Карфагенского собора (393–419 гг.) запрещает совершать евхаристию не натощак, даже если есть память усопшего (что, исследователи понимают как попытку запретить практику совершения вечерних литургий). Тогда же появляется и древнейшая заупокойная гимнография; среди гимнов, приписываемых Ефрему Сирину (ум. в 373 г.), есть несколько циклов, посвящённых теме смерти и поминовения усопших. Специальные молитвы, читаемые при погребении христианина, приводятся уже в «Апостольских постановлениях». Раннее описание чина погребения содержится в трактате «Ареопагитик» «О церковной иерархии» и включает чтение Священного Писания, песнопения, молитвы, целование усопшего и возливание елея. В этом описании отмечается различие между совершением погребения лиц в священном сане и погребения мирян: во время отпевания тело усопшего мирянина располагается перед входом в алтарь, а усопшего священника – внутри алтаря перед святым престолом. В дальнейшем в православной традиции получили распространение как отдельные молитвы, так и полные чины погребения христиан того или иного сана и положения. В современных изданиях православных богослужебных книг приводятся чины погребений «мирских человек» (мирян), монахов, священников и младенцев. Все эти последования, известные исследователям по древним рукописям и старопечатным изданиям, имели многочисленные варианты, часть из которых могла даже запрещаться. Так, в издании Потребника иноческого (М., 1639 г.) был опущен чин священнического погребения (древнерусское последование, значительно отличающееся от принятого ныне в РПЦ) со ссылкой на то, что он был создан болгарским еретиком Еремеем. Окончательный вид службы погребений приняли после реформы патриарха Никона в издании и переизданиях Требника 1658 г.

 



 
PR-CY.ru