ЗАХАРИЯ ХРИЗОПОЛИТАН, Захария Безансонский

ЗАХАРИЯ ХРИЗОПОЛИТАН, Захария Безансонский – латинский католический экзегет XII в. О его жизни почти ничего не известно. Исследователи полагают, что он был родом из города Безансон (с VIII–IX вв. употреблялось также греческое название этого города – Хризополис, по которому Захария получил прозвище Хризополитан). В 1130 гг. Захария Хризополитан преподавал в школе при кафедральном соборе в Безансоне. К началу 1150 гг. он был членом Ордена премонстрантов и проживал в принадлежащем Ордену монастыре св. Мартина в Лане. Главное сочинение Захарии Хризополитана «В одно из четырёх, или Согласование Евангелий в четырёх книгах» («In unum ex quattor: Sive de concordia Evangelistarum libri quattor») представляет собой обширный комментарий на старолатинскую версию «Диатессарона» Татиана. Захария Хризополитан считал, что взятый им за основу текст принадлежал Аммонию Александрийскому, а не Татиану. Сочинение открывают четыре предисловия. В первом Захария Хризополитан приводит общие богословские рассуждения о преимуществе Евангелия над законом и о различии между ними. Он подробно пишет о стиле и писательской манере каждого из четырёх евангелистов, раскрывает символическое значение их образов (человек, орёл, бык, лев). В предисловии помещена подборка мнений западных отцов церкви по поводу соответствия евангельских текстов и философских знаний (Августина Блаженного, Амвросия Медиоланского, Иеронима Стридонского, Исидора Гиспальского (Севильского) и др.). Второе предисловие содержит краткие сведения о евангелистах, заимствованные Захарией Хризополитаном из сочинения «О знаменитых мужах» Иеронима Стридонского. В третьем предисловии рассказывается об истории происхождения жанра «Евангельских гармоний» (см. в ст. Гармонизация евангельская), перечислены известные их составители (Аммоний, Татиан, Феофил Антиохийский, Евсевий Кесарийский и Августин Блаженный). Заключительное предисловие посвящено разбору версий переводов Священного Писания и расхождениям между рукописями Евангелий. Захария Хризополитан отмечает, что он ничего не писал от себя, но опирался на мнения авторитетных учителей церкви. Помимо творений западных отцов церкви он использовал сочинения авторов Каролингской эпохи – Алкуина и Рабана Мавра, восточных отцов церкви – Оригена, Иоанна Златоуста и Григория Назианзина. Зависимость Захарии Хризополитана от раннехристианских авторов определила аллегорический характер его экзегезы и нравственный аспект его сочинения. Главным авторитетом для Захарии Хризополитана в области богословия был Августин Блаженный, заблуждения Оригена, по мнению Захарии Хризополитана, не умалили достоинств этого автора в изучения Священного Писания. Таким образом, экзегеза Захарии Хризополитана не была оригинальной, но, скорее, как полагают исследователи, представляла собой искусно составленную компиляцию, которая получила довольно широкое распространение. Кроме того, Захария Хризополитан также ссылался на не называемых по имени современных ему «учителей» – очевидно, непосредственных его наставников в области богословия и библейской экзегезы. Захария Хризополитан был знаком с такими теологическими глоссами, как «Сентенции Херманна» и «Сумма Сентенций» (XI – начало XII вв.), приписываемыми Ансельму Кентерберийскому. Также в произведении Захарии Хризополитана исследователи видят влияние идей Петра Абеляра. В начале XVIII в. составителям «Истории французской литературы» («Histoire littéraire de la France») была известна рукопись из аббатства Альн в епископстве Льеж (современная Бельгия), содержащая составленный Захарией Хризополитаном «Гомилиарий» (не издан). В настоящее время это сочинение может считаться утерянным. От XII в. сохранилась проповедь «О святом Георгии», надписанная именем некоего «Захарии епископа», однако принадлежность её Захарии Хризополитану ничем не подтверждается.

 
PR-CY.ru