ЗАПОВЕДИ РЕЛИГИОЗНЫЕ

ЗАПОВЕДИ РЕЛИГИОЗНЫЕ – обязательные для выполнения религиозные положения, регламентиру¬ющие поведение человека. В завершённой форме религиозные заповеди (мицвот) были сформулированы в раннем иудаизме и зафиксированы в Библии, в Пятикнижии Моисея. 3аповеди Пя¬тикнижия включают значительное количество поло¬жений, которые впоследствии были формализованы в Талмуде в 613 заповедях (365 запретах и 248 повеле¬ниях). 3аповеди иудаизма представляют собой целостную все¬объемлющую систему, пытаться понять их по отдель¬ности бесполезно. Не все заповеди поддаются рационально¬му обоснованию, целый ряд является повелениями иррациональными (так называемые «дисциплинарные запове¬ди»). Основными и самыми известными из них явля¬ются десять заповедей, или десять речений (другое название – «Декалог»), отражённые в книге Исход и повторенные в книге Второзаконие. По преданию, они были записаны на скрижалях завета – каменных табличках, дарованных Моисею Господом на горе Синай. Эти десять заповедей касаются, прежде всего, обя¬занностей человека по отношению к Всевышнему и по отношению к другим людям. В первых заповедях отражён прин¬цип единобожия с абсолютным запретом идолослужения. Так, первая заповедь гласит: «Я – Бог, Всесильный Твой, Ко¬торый вывел тебя из Страны Египетской»; вторая заповедь: «Не кумира». Третья заповедь связана в том числе со строжайшим запретом на произнесение священного имени Бога и гласит в русском переводе: «Не произноси имени Господня всуе». Наконец, последние заповеди первого цикла: четвёртая заповеди 3. – почита¬ние субботы (шаббат, букв. – прекращение) и 5-я заповеди 3. – почитание родителей: «Чти отца своего и мать свою, дабы продлились дни твои на земле». Остальные пять касались отношений между людьми и во многом отра¬жали морально-правовые положения: не убий (шестая заповедь, не прелюбодействуй (седьмая заповедь), не кради (восьмая заповедь), не произноси ложного свидетельства (девятая заповедь), не желай дома, жены, вола и пр. ближнего своего (десятая заповедь). Заповеди «Декалога» были полностью заимствованы христиан¬ством, тогда как большинство других положений Пя¬тикнижия, считающихся в христианстве чисто обря¬довыми (например, заповедь об обрезании), были отброшены. В христианстве была также несколько смягчена заповедь о почитании субботы, практически повсеместно её заме¬нило почитание воскресенья (хотя некоторые христианские течения, например, адвентизм, стремятся возродить почитание субботы). Но помимо заповедей «Декалога», в Новом Завете утверждается принципиальная важность ещё двух заповедей: любви к Богу и любви к ближнему (Мф. 22:37–40). Это несколько сместило акценты в христианском подходе к заповедям на эмоционально-волевую их составляю¬щую, хотя и не отменило неизменность заповедей, дарованных Моисею. В целом, в христианстве заповеди воспринимаются в контексте проблемы закона и благодати и их необхо¬димости для спасения. В средневековом христианском мировоззрении с его акцентом на благодать значение заповедей как законов нивелировалось, их заменила сложная система церковно-канонических правил. Проблема необходимости религиозных заповедей приобрела особое значение в неко¬торых направлениях, возникших в эпоху Реформации. В связи с антиномистскими спорами о статусе закона и заповеди в оправдании верой Филипп Меланхтон, а позже Жан Каль¬вин сформулировали учение о «третьем аспекте зако¬на» внутри Нового Завета, согласно которому Божьи заповеди нужны не только для познания греха и необходимости в искуплении, но и как свидетельство истинности веры (что в дальнейшем развил пуританизм в связи с кон¬цепцией ковенанта).

 
PR-CY.ru