ЗАКОН БОЖИЙ - Страница 8

Преподавание должно было быть тесно связано с церковной жизнью: уроки начинаются с молитвы, в классе должна быть икона, желательно открывать храмы при учебных заведениях, ученики должны посещать богослужение, периодически необходимо совершать особые службы только для детей с их участием, могут создаваться школьные братства. Этот проект был отклонён Собором и отправлен на доработку. Между тем в условиях господства атеистической идеологии преподавание Закона Божия в России вскоре прекратилось. После 1917 г. русские эмигранты вели активную просветительскую деятельность за границей. Закон Божий преподавался в русских школах, причём существовало множество программ, отличающихся методами и сроками обучения. Практиковалось и заочное обучение, при котором ученикам высылались тексты уроков с вопросами. В 1925 г. в Праге состоялся второй Педагогический съезд представителей средней и низшей школы в эмиграции. На нём обсуждались основные проблемы религиозно-нравственного воспитания и образования. В докладе протоиерея Сергия Четверикова «О задачах и средствах религиозного воспитания и образования в Русской Православной Церкви» Закон Божий рассматривался как учебный и воспитательный предмет, который должен укреплять в детях религиозное чувство, воспитывать любовь к церкви. Позже протоиерей Сергий Четвериков подготовил «Программу по Закону Божию (для внешкольного обучения)» (Париж, 1933 г.). В 1950 гг. в Париже в издательстве «ИМКА-Пресс» вышел учебник «Закон Божий: ...книга о православной вере» в пяти книгах, выдержавший несколько переизданий. Ещё большую популярность приобрёл учебник протоиерея Серафима  Алексеевича Слободского «Закон Божий: Руководство для семьи и школы», изданный в 1957 г. в США. Учебник был рассчитан на короткий, но ёмкий по содержанию курс. Автор указывал в предисловии, что «необходимо избегать рассказывать Закон Божий в форме наивной сказки..., ибо ребёнок и поймёт его, как сказку... У самих детей, растущих в современных условиях и развивающихся быстрее обычного, часто возникают самые серьёзные и мучительные вопросы... Все эти обстоятельства выдвигают первостепенную задачу – дать в руки не только детям в церковной школе, но и самим родителям и воспитателям... школу Закона Божия. Для этого, как показывает практика, необходимо дать одну книгу, заключающую в себе все основы христианской веры и жизни». В учебнике протоиерея Серафима Слободского приводились объяснения общих понятий (Бог, Священное Писание и Предание, Вселенские соборы, молитва, таинства и др.), основные молитвы с комментариями, пересказ Ветхого и Нового Заветов с комментариями (беседами), подробные сведения о богослужении. Автор настаивал на точности в передаче текста Священного Писания, например, указывал на условность понятия «дни» в рассказе о сотворении мира и ставил его в кавычки. В содержание книги вводились элементы апологетики, в главе «Современные учёные и вера в Бога» были собраны мнения некоторых учёных о религии. Из последних пособий, созданных в эмиграции, исследователи выделяют «Закон Божий для самых маленьких» (М., 1997 г.) Софьи Сергеевны Куломзиной. В России преподавание Закона Божия возобновилось в конце 1980 гг.

 



 
PR-CY.ru