ЗАКОН БОЖИЙ - Страница 4

Синод предложил написать его Московскому архиепископу Филарету (Дроздову). В 1823 г. он представил «Начатки христианского учения» и «Пространный христианский катехизис». Синод одобрил и допустил к печати вторую работу, за которую архиепископ Филарет (Дроздов) получил орден святого Александра Невского. Когда катехизис был уже в печати, в 1824 г. министром народного просвещения вместо князя Александра Николаевича Голицына был назначен Александр Семёнович Шишков. Он раскритиковал книгу за то, что в ней на русский язык были переведены Символ веры, молитва «Отче наш» и десять заповедей; издание было приостановлено. В 1827 г. Синод вновь обратился к митрополиту Филарету (Дроздову) с просьбой переработать катехизис и написать все тексты Священного Писания, молитв и проч. на церковнославянском языке. В результате «Пространный христианский катехизис» с небольшими изменениями был опубликован в 1829 г. Позднее обер-прокурор Синода Николай Александрович Протасов также высказал ряд замечаний, и автор был вынужден ещё раз переработать текст. Катехизис митрополита Филарета (Дроздова) до 1917 г. оставался основой религиозного обучения в церковных и светских школах, выдержал десятки переизданий. В низших учебных заведениях использовался краткий вариант катехизиса, хотя он вызывал нарекания из-за сухости стиля и некоторой «неудобопонятности». Николай Иванович Ильминский выступал против самого принципа катехизиса, указывая, что митрополит Филарет «втиснул всё христианское учение в рамки Символа веры, молитвы Господней и т.д.». В качестве альтернативы он предлагал напрямую изучать Священное Писание, богослужебные книги, творения отцов церкви. Начиная с 1870 гг. вышло много новых учебников с расширенным изложением догматов, разрабатывалась и дидактика религиозного обучения. Протоиерей Василий Васильевич Гречулевич (впоследствии Могилёвский епископ Виталий) издал «Христианские рассуждения и размышления» (СПб., 1868–1877 гг., три тома) и «Беседы к простому народу» (СПб., 1870–1875 гг., 42 выпуска). Появились учебники протоиерея Ивана Григорьевича Заркевича (впоследствии Новомиргородский епископ Николай) «Очерк учения христианской веры» (СПб., 1873 г.), Алексея Петровича Лаврова «Записки по предмету Закона Божия» (Ярославль, 1873 г.), протоиерея Григория Васильевича Чельцова «Объяснение Символа веры, молитв и заповедей, с подготовительными к нему рассказами из Священной истории, для руководства при первоначальном изучении Закона Божия» (СПб., 1873 г.), протоирея Георгия Ивановича Титова «Уроки “Пространному христианскому катехизису...”» (Тифлис, 1876–1879 гг., пять выпусков), протоиерея Петра Алексеевича Смирнова «Изложение христианской православной веры» (М., 1882 г.), протоиерея Аполлония Темномерова «Молитвы, Священная история и богослужение православной Церкви: Пособие при изучении Закона Божия в начальной школе» (СПб., 1903 г.) и др. Педагог Сергей Александрович Рачинский в «Заметках о сельских школах» (СПб., 1883 г.) рассматривал школу не только как образовательное, но и как воспитательное, религиозно-нравственное учреждение. Его программа обучения включала музыку, живопись, паломнические поездки и пр.

 



 
PR-CY.ru