ЗАКОН БОЖИЙ - Страница 3

В частных пансионах содержатель должен был «стараться обучать детей закону Божию, не иначе как по исповеданию той веры, к которой дети принадлежат». В открытом в 1810 г. Царскосельском лицее первые три года преподавались «первоначальные основания» Закона Божия, а последующие три года – «продолжение наставлений» в Законе Божием, чтение Нового Завета и др. В постановлении о лицее говорилось, что Закон Божий «есть самое высшее дополнение нравственности и, так сказать, краеугольный камень всех гражданских установлений». Все студенты Главного педагогического института, основанного в 1816 г., также изучали Закон Божий. В результате реформ 1808–1814 гг. по образцу светских была создана система духовных школ: духовные академии, семинарии, училища и приходские школы. Закон Божий должен был преподаваться в уездных училищах и приходских школах. По Уставу гимназий и уездных и приходских училищ от 8 декабря 1828 г. курс Закона Божия, Священной и церковной истории распространялся и на гимназии. В первом гимназическом классе изучали Ветхий Завет, во втором – Новый Завет, в третьем – большой катехизис (до восьмого члена Символа веры), в четвёртом – катехизис, введение в литургику, в пятом – окончание катехизиса, литургику с текстами важнейших молитв литургии и из Цветной и Постной триодей, в шестом – историю православной церкви, Русской церкви, в седьмом повторяли важнейшие темы. Занятия в первые четыре года обучения продолжались по 4 часа в неделю, затем по полтора часа. Кроме того, на уроках латыни и греческого языка изучались сочинения отцов церкви (Климента Римского, Киприана Карфагенского, Тертуллиана, Августина Блаженного, святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова). Указ Синода от 29 октября 1836 г. устанавливал правила обучения в приходских школах, в которых предписывалось: «Учащиеся должны изучить на память молитву Господню, Символ веры, десять заповедей, стих: «Богородице Дево, радуйся», к чему учащий присовокупит краткое и самопростейшее изъяснение оных из катихизиса, и главнейшие сказания из священной истории, передавая сие изъяснение и сии сказания в виде разговоров и рассказов, по временам и случаям возобновляемых…». Рекомендовалось также «приохочивать» детей к церковному пению. 19 июля 1864 г. было принято «Положение о начальных народных училищах», согласно которому все начальные школы независимо от ведомственной принадлежности имели единую учебную программу. В неё входили Закон Божий, чтение церковное и гражданское, письмо, арифметика, церковное пение. Закон Божий стал также обязательным предметом в новых типах учебных заведений: земских школах, епархиальных женских училищах, учительских семинариях и др. Для XIX в. «Православное учение...» Платона (Левшина) было слишком кратким и уже не отвечало стоящим перед школами задачам. В 1824 г. протоиерей Иоаким Семёнович Кочетов опубликовал учебник «Черты деятельного учения веры, или Краткое учение о христианской нравственности». Здесь была сделана первая попытка написать методику преподавания Закона Божия, соответствующую возрасту ребёнка. Однако требовалось создать большой универсальный учебник, который подходил бы для разных видов учебных заведений.

 



 
PR-CY.ru