ЗАКОН БОЖИЙ - Страница 2

В «Духовном регламенте» была приведена программа создания духовных училищ, готовящих будущих священников. Им, в частности, следовало два года изучать богословие («главные догматы веры нашей и Закон Божий»), опираясь на Священное Писание и труды отцов церкви. В.Н. Татищев по приказу императора открыл при уральских горных заводах начальные школы для рабочих и их детей, где приходские священники обучали их чтению и Закону Божию. В 1721 г. архиепископ Феофан (Прокопович) открыл школу для бедных детей в своём доме на реке Карповке в Санкт-Петербурге, где преподавался Закон Божий. В то же время в навигацких, цифирных школах преподавание этого предмета не предусматривалось. В гимназии, созданной при Санкт-Петербургской Академии Наук в 1726 г., Закон Божий был введён в учебную программу в 1774 г. В первом уставе Сухопутного шляхетского корпуса, открытого в 1731 г., преподавание основ православия также не было предусмотрено. Во втором уставе (1766 г.) в число предметов была включена Священная история. 20 апреля 1743 г. императрица Елизавета Петровна выпустила указ, в котором дворянам и разночинцам было предписано обучать сыновей чтению и катехизису, чтобы «чрез то христианскую должность и догматы православной нашей веры узнать». Императрица Екатерина II считала, что школы должны давать обязательное общее образование. При ней преподавание Закона Божия было распространено на многие учебные заведения, в том числе светские. Во введении к Уставу народных училищ от 5 августа 1786 г. говорилось, что ученикам необходимо дать «чистое и разумное понятие о Творце и Его святом законе, основательные правила непоколебимой верности к государю и истинной любви к отечеству и своим согражданам». Религиозный аспект преподавания был тесно увязан с нравственным, изучение догматов сопровождалось нравоучительными выводами. Проблемой оставалась нехватка учебников. Синод перепечатывал старые буквари времён Петра I; некоторые священники стали составлять свои пособия, но ни одно из них не было одобрено Синодом. В 1765 г. вышло «Православное учение, или Сокращённая христианская богословия» иеромонаха Платона (Левшина; впоследствии Московский митрополит). Книга представляла собой программу обучения Закону Божию наследника великого князя Павла Петровича (впоследствии император Павел I), большое внимание в ней уделялось вопросам нравственного воспитания. Книга получила широкое признание и стала использоваться как в школах, так и для наставления народа, неоднократно переиздавалась в Европе. При этом автора критиковали за увлечение протестантскими идеями. Во второй половине XVIII в. было напечатано много книг катехизического характера, например, «Краткое христианское нравоучение» (1769 г.) Тверского епископа Гавриила (Петрова). Однако в школах до начала XIX в. пользовались преимущественно книгой Платона (Левшина). При императоре Александре I 5 ноября 1804 г. была оформлена система светских учебных заведений (университеты, гимназии, уездные и приходские училища). Согласно Уставу учебных заведений, подведомственных университетам, в уездных училищах на первом году обучения преподавались Закон Божий и Священная история, на втором – пространный катехизис и изъяснение Евангелий; в приходских училищах – «главные начала» Закона Божия, включая сокращённый катехизис и Священную историю.

 



 
PR-CY.ru