ЗАКОН БОЖИЙ

ЗАКОН БОЖИЙ – в широком смысле слова – основные вероучительные положения любой теистической религии, возводящей свою догматику к Божественным заповедям (например, иудаизм), в узком – церковная дисциплина в низших и средних учебных заведениях, в рамках которой изучаются основы христианского вероучения, богослужения, Священной истории и др. Как школьный курс Закон Божий оформился в Германии в XVIII в. В России до XVIII в. начальное образование входило в компетенцию церкви, оно строилось на чтении текстов Священного Писания, богослужебных книг. До XVIII в. Закона Божия как особого предмета не было. В преподавании Закона Божия весь XVIII в. доминировала философско-этическая тематика, унаследованная от лютеранства. В XIX в. её сменила религиозно-догматическая тенденция. Царя Петра I не устраивали традиционные формы преподавания. Для просвещения народа, борьбы с различными расколами и ересями он поставил цель создать широкую систему катехизического обучения по специальным учебникам, ориентируясь на европейские, прежде всего, протестантские школы. Василий Никитич Татищев ссылался на рукописные известия об училищах в XI в.: под 1086 г. упоминался рассказ о том, что преподобная Анна (Янка) устроила в своём монастыре в Киеве училище для девиц, «да от юности навыкнут разуметь закон Божий и трудолюбие». По свидетельству Пауля Одеборна (1581 г.), в русских школах изучали апостольский Символ веры. В букварях Стефана Ивановича Зизания и Василия Фёдоровича Бурцова, популярных в XVII в., помимо азбуки излагались молитвы, Символ веры, православное вероучение, приводились цитаты из трудов отцов церкви и др. В 1720 г. Псковский архиепископ Феофан (Прокопович) подготовил «Первое учение отроком», которое принято считать первым в России учебником Закона Божия. Сюда вошли азбука, молитвы и краткий катехизис, в котором в вопросах и ответах излагались главные христианские догматы, десять заповедей и проч. Пётр I остался доволен этой книгой и в 1723 г. повелел ввести её в школьное образование, а «для народа читать по церквам за богослужением вместо Ефрема Сирина и других чтений, положенных по уставу» («Полное собрание законов Российской империи», том 7). В качестве дополнения к книге архиепископ Феофан (Прокопович) написал богословский трактат «Христовы о блаженствах проповеди толкование», который вышел отдельным изданием в 1722 г. Идее катехизиса для народа было уделено внимание в «Духовном регламенте». Там предписывалось составить «три книжицы»: с изложением главных христианских догматов и десяти заповедей; «о собственных всякого чина должностях»; сборник высказываний святых отцов о догматах, грехах, добродетелях и т.д. Книги следовало читать в храмах прихожанам в воскресные и праздничные дни. Император неоднократно напоминал Святейшему Синоду, что «учёных проповедников» слишком мало, и что для просвещения народа необходимо издавать такие книги, однако до его смерти это указание не было исполнено. Пётр I также повелел «знания ради» перевести на русский язык католические, лютеранские и кальвинистские катехизисы, но и это не удалось сделать. Несмотря на нехватку учебных пособий, при Петре I появились первые школы, где преподавался Закон Божий.

 



 
PR-CY.ru