ЗАВОЛЖСКИЕ СТАРЦЫ

ЗАВОЛЖСКИЕ СТАРЦЫ – группа религиозных мыслителей Московской Руси конца XV и первой половины XVI вв., иноки Кирилло-Белозерского, Феропонтового и других монастырей, расположенных в местности между Белым и Кубенским озёрами. Название получили от того, что местность по направлению от Москвы находилась за Волгой и носила название Заволжья. Заволжские старцы были выразителями особого церковного направления, требовавшего неукоснительного проведения в жизнь евангельских принципов. Первыми вождями были Паисий (Ярославов) и Нил Сорский, проповедники отшельничества и основатели скитов в «Заволжье», в местности Белозерского и Ферапонтова монастырей. В тиши своих келий они выработали (под влиянием афонских «исихастов») глубокие воззрения, которые не мирились с господствовавшим русской церковной жизни – мирским, нетерпимым догматически и обрядовым (Иосиф Волоцкий, его предшественники и продолжатели). Эти воззрения подробно изложены у Нила Сорского, монаха-мыслителя, который около себя образовал группу последователей и учеников, продолжавших его дело. Из них исследователи особенно выделяют инока Вассиана Патрикеева, старца Германа, Гурия Тушина, рязанского епископа Кассиана. Игумен Порфирий и другие, действовавшие преимущественно в XVI ст. заволжские старцы были проповедниками христианской любви и терпимости к отпавшим от православной церкви, противниками насилий в деле веры. Они стояли за отделение церкви от государства и невмешательство духовенства в светские дела, а гражданских властей – в дела церковные. Поэтому они несочувственно относились к усилению в их время великокняжеской власти в ущерб власти духовной. От духовенства и монашества в особенности они требовали истинного служения Христу и забвения материальных интересов. По двум важным вопросам церковной жизни XVI в. им пришлось отстаивать свои взгляды и проводить их в жизнь – по вопросу об отношении к ереси жидовствующих и относительно вотчиновладения монастырей. Деятельным врагом ереси жидовствующих и проповедником суровых мер по отношению к ним был Иосиф Волоцкий, который выступал сторонником заточения и смертных казней для них (см. Жидовствующие). Заволжские старцы, наоборот, считали, что по отношению к заблудшим, прежде всего, и преимущественно должны быть применены меры кротости и увещания и только в крайнем и последнем случае, если еретики останутся непреклонными в своём заблуждении, подвергнуть их заточению. Но и последнюю меру они считали необходимой лишь тогда, когда еретики проповедью своего лжеучения соблазняли народ. Если же пропаганда ереси не имела места, то какие-либо насильственные меры относительно еретиков заволжские старцы считали лишними. Исследователи считают весьма вероятным, что на Соборе 1490 г. против жидовствующих Паисий и Нил высказались за меры кротости по отношению к еретикам. На Соборе 1503 г. Нил и его ученики (среди них Василий Патрикеев) говорил очень резко против права монастырей владеть вотчинами (это был крупнейший политический и церковный вопрос того времени).

 



 
PR-CY.ru