ЗАПОРОЖСКАЯ СЕЧЬ - Страница 2

Реестровые казаки должны были отражать вторжения татар на территорию Речи Посполитой, участвовать в подавлении выступлений украинских крестьян и в походах на Москву и в Крым. Реестровые казаки были приравнены к мелкой шляхте и получали плату за службу. Гетман реестровых казаков именовался «гетман Его Королевского Величества Войска Запорожского». Король Стефан Баторий начал выдачу земельных пожалований и льгот реестровым казакам. Первым земельным владением, дарованным реестровым казакам, был город Трахтемиров (Терехтемиров) с монастырём и землями до Чигирина. Трахтемиров стал центром реестровиков, здесь размещались арсенал, госпиталь и приют для инвалидов. В Трахтемировском монастыре, принадлежавшем реестровому казачьему войску с 1570 гг., находили приют и запорожцы; монастырь был разрушен поляками в 1664–1665 гг. Таким образом, к концу XVI в. образовалось два казачьих центра: в Запорожской Сечи (нереестровое казачество) и в Трахтемирове (реестровые казаки). Антагонизма между реестровыми казаками и запорожцами не было. Реестровое казачество во главе с гетманами Яковом Адамовичем Бородавкой-Неродичем и Петром Кононовичем Сагайдачным сыграло решающую роль в создании условий для восстановления в 1620 г. Иерусалимским патриархом Феофаном IV православной иерархии Западнорусской митрополии во главе с Киевским митрополитом Иовом (Борецким). В том же году П.К. Сагайдачный со всем реестровым Запорожским войском вступил в Киевское православное братство. Запорожская Сечь на острове Томаковка в 1584 г. была описана польским историком Бартошом (Бартоломеем, Варфоломеем) Папроцким и итальянцем Гамберини. После нападения крымских татар запорожцы в 1593 г. перенесли свой центр на остров Базавлук, здесь в 1594 г. побывал посол императора Священной Римской империи Эрих Лассота, дневник которого стал одним из основных источников по истории казачества. Существование Запорожской Сечи на Томаковке и на Базавлуке было тесно связано с казачьими восстаниями конца ХVI – первой трети ХVII вв. под предводительством Криштофа Косинского, Северина Наливайко, Марка Жмайло, Тараса Федоровича (Тараса Бута, Тараса Трясилы), Павлюка (Павло Махновича Бута), Якова или Степана Христофора Острянина (Остряницы), Дмитрия Тимофеевича Гуни. Среди других лозунгов они провозглашали своей целью защиту православия против католицизма и позднее униатства. В 1620 гг. запорожское казачество активно выступало против планов соглашения с униатами, которые вынашивались частью западнорусских православных епископов. Другой стороной деятельности запорожцев в защиту православных были их походы в Крым, Болгарию и на Чёрное море с целью освобождения православного населения, захваченного в плен крымскими татарами и турками. Особенно удачными стали походы 1589, 1604, 1614–1615 гг. В 1604–1610 гг. запорожцы воевали в России (см. Смутное время), поддержав сначала Лжедмитрия I, затем Лжедмитрия II. В 1618 г. запорожцы участвовали в походе королевича Владислава IV Вазы против России, за что были осуждены Иерусалимским патриархом Феофаном. В 1620 г. казаки впервые открыто подняли вопрос о службе русским царям (речь шла о пограничной службе), в середине 1620 гг. русские правители начали присылать жалованье в Запорожскую Сечь.

 



 
PR-CY.ru