ЗВОН - Страница 9

В устной практике под красным звоном обычно подразумевается не столько его структура, сколько мастерское исполнение, красота, согласованность, благолепие, что аналогично выражению «малиновый звон», ставшему его синонимом. В этом смысле оба термина являются метафорами, имеющими, прежде всего, оценочно-эстетическую функцию. Указания о звоне в редакции Типикона, принятой ныне в Русской православной церкви, и русская практика последних трёх веков (по изданию: Константин Никольский. Устав, часть 1). В XIX – начале XX вв. благовест совершался три раза в течение дня – в начале вечернего, утреннего и дневного последований, т.е. перед девятым часом, полунощницей и третьим часом (см. в ст. Суточный круг), в настоящее время он совершается, как правило, два раза в сутки соответственно делению служб на два последования. Согласно Типикону, если какая-то из служб совершается отдельно от этих последований, перед ней также положен благовест, например, перед повечерием или перед девятым часом в дни Великого поста, когда после шестого часа положен расход (понедельник первой седмицы). В разные дни благовест совершается в разные колокола. Согласно Типикону, в праздничный (самый большой) колокол благовестят: в двунадесятые праздники ко всенощной и к литургии; ко всем службам от утрени Страстной пятницы (кроме часов Великой пятницы) до утрени понедельника второй седмицы по Пасхе; к великой вечерне с пением великого прокимна в дни Рождества Христова, Богоявления, Вознесения, Пятидесятницы, Преображения, Воздвижения, недель (воскресений) сыропустной, первой – пятой Великого поста, ваий и Антипасхи; к утрене и литургии в день Святого Духа и 26–27 декабря; в дни царские и викториальные; в престольные праздники, в том числе к молебным пениям и к вечерне в день праздника; в дни навечерий Рождества и Богоявления к великой вечерне или к литургии, начинающейся вечерней. Во все эти дни трезвон совершается во все колокола, кроме вечерни в день престольного праздника, когда он бывает без большого колокола. Указом Святейшего Синода №4 от 28 марта 1886 г. (вслед за «Деяниями епископов Православныя Греко-Российския Церкви, собиравшихся в Казани 1885 года») было предписано благовестить в большой колокол и совершать трезвон во все колокола во все воскресные и праздничные дни. В воскресный колокол благовестят в остальные воскресные дни, в бденные праздники месяцеслова в период от Антипасхи до недели мясопустной, на Преполовение и отдание Пасхи, к часам в навечерия Рождества Христова и Богоявления и в Великую пятницу; трезвон в эти дни совершается во все колокола, кроме первого. Благовест в полиелейный колокол бывает в полиелейные праздники, в том числе Великим постом, в бденные праздники в период от недели мясопустной до Лазаревой субботы, в дни отдания праздников, к вечерне в среду и пятницу и к утрене, вечерне и литургии в четверг и субботу пятой седмицы Великого поста, 26–27 декабря; трезвон в эти дни совершается во все колокола, кроме первого. В простодневный колокол благовестят в остальные седмичные дни; трезвон в такие дни совершается без первых четырёх колоколов, т.е. без простодневного, кроме славословных праздников, когда звонят в этот колокол.

 



 
PR-CY.ru