ЗВОН - Страница 8

Звоны бывают монодийные и многоголосные. Монодийные звоны – это композиции, в которых задействован либо один колокол (обычно в равнодольном ритме), либо несколько колоколов, звучащих последовательно. К ним относятся благовест и перезвон (перебор). Многоголосные звоны – это трезвон (или собственно звон) и все его разновидности. Исполняться они могут как одним звонарём, так и ансамблем, если колокола разобщены в пространстве звонницы или колокольни. Благовест – одна из самых древних форм звона, представляет собой равномерные удары, как правило, в один из вышеназванных благовестных колоколов. Благовест исполняется перед службой, а в некоторых случаях и во время её для оповещения о начале или совершении важных обрядовых действий (см. ст. Благовест). Иногда даётся указание производить благовест в «переменные колокола» или «благовест перебором». Такой благовест, по мнению исследователей, производился в несколько больших колоколов. Его называли ещё «валовой», т.к. в нём участвовали приспособленные для раскачивания «валовые» (очепные) колокола. Перезвон (или перебор) – это поочерёдные удары в несколько колоколов в последовательности, определённой местной традицией. Он исполняется при совершении чина отпевания, чина погребения, во время выноса плащаницы в Великую субботу, при выносе креста и водосвятии. Современные авторы, предлагающие свои системы упорядочения церковного звона, соотносят перебор с водосвятным звоном, а перезвон – с погребальным, жёстко регламентируя очерёдность вступления колоколов. Однако такое толкование, впервые опубликованное в книге протоиерея Серафима Слободского (1912–1971 гг.) «Закон Божий для семьи и школы» (1967 г.), не всегда подтверждается историческими источниками и аутентичной практикой звона. Трезвон – полиритмическое сочетание всех (больших, средних и малых) колоколов или какой-то части колокольного набора (от двух и больше). Трезвон связан со службами и отдельными обрядами, выражающими торжество церкви. Он является наиболее развитым в музыкальном отношении типом колокольной композиции. Трезвон – это не только жанровая разновидность звона, но и форма. Он может звучать один раз или повторяться с небольшими перерывами и два, и три раза (в зависимости от требования обряда и установившейся традиции). Указание на такое исполнение в уставных текстах обычно формулируется как «один звон», «два звона» (двузвон) или «три звона» (трезвон). В письменных источниках XVI–XIX вв. неоднократно сообщается о красном звоне, который исполнялся, как полагают исследователи, по типу трезвона, но не всегда полным составом колоколов. Как правило, в нём было задействовано несколько средних колоколов, которые также иногда именовались красными. Однако звон в красные колокола не всегда следует понимать как красный звон: «трезвонят в красные», «трезвонят в красные два колокола», «трезвон в красные три» (Российская государственная библиотека: Устав священнослужения, XVI в.) или «в красные колокола един звон долго» (Российская национальная библиотека). По мнению протоиерея Константина Никольского, «звон в красныя» (например, на пятой седмице поста в среду к вечерне и в четверг к утрене и к вечерне, 24 февраля, 9 марта) противопоставляется в Уставе обычному великопостному звону, который должен совершаться «косно», т.е. медленно, редко.

 



 
PR-CY.ru