ЗВОН - Страница 5

Однако такое соотношение никогда строго не соблюдалось, и не было основополагающим при составлении набора колоколов. Разделение колоколов на три группы (большие, средние и малые) определяется лишь их относительными весовыми характеристиками в наборе. Вес больших колоколов, как правило, значительно различается, малые колокола обычно достаточно близки по весу и звучанию, группа средних может быть весьма разнообразна как по размерам каждого колокола, так и по их звуковым характеристикам. Большие колокола традиционно именуются благовестными или благовестниками (но не благовестами), малые – зазвонными (зазвонками, зазвончиками), подзвонками, тиньками, средние – переборными (переборами), подзвонными, прибойными, красными. В некоторых современных исследованиях колокольные группы именуются басами, альтами (либо тенорами) и дискантами. Хотя такая система даёт общую высотно-регистровую характеристику, её метафоричность и ориентация на чуждую православному звону западноевропейскую музыкальную культуру для исследователей очевидны. Благовестники являются основой любого колокольного набора, его звуковым лицом и своего рода голосом храма. Именно по ним, в первую очередь, отличали звон одной колокольни от звона другой. Благодаря их громадным размерам и силе звука русский церковный звон приобрёл мировую известность и не раз поражал иностранных путешественников необычайной красотой и громогласным звучанием. В отличие от приходских храмов, обладавших обычно одним – двумя крупными колоколами, на колокольнях монастырей и соборов, как правило, было по несколько благовестников. Между ними устанавливалась иерархия сообразно с весом и функцией в звоне. В порядке убывания веса и в соответствии с типом богослужения различали большой, или праздничный, воскресный, полиелейный, будничный (вседневный, или простодневный), великопостный (постовой) колокола. Иногда существовали ещё славословный, набатный, а также часовой и трапезный, хотя такие колокола часто относились к группе средних. Колокольные наборы складывались постепенно, в течение длительного времени их состав был неизменным в количественном и качественном отношении. Процесс развития наборов зависел от исторического периода, от местных особенностей, от достатка церковной общины, от различных исторических событий или обстоятельств. Они пополнялись благодаря пожертвованием новых колоколов или, наоборот, сокращались в результате перемещений колоколов на другие звонницы, в ходе их насильственных изъятий во время нашествий врагов, в периоды гонений. Поэтому исторические наборы, как правило, не являются хронологически однородными и включают колокола различных эпох и литейных школ. В их развитии действует, по крайней мере, два принципа, которые исследователи условно обозначают как незавершённость и заместимость. Первый заключается в том, что исторический колокольный набор, несмотря на его тяготение к стабильности, подвержен преобразованиям и не может считаться окончательно завершённым (имеет своего рода «открытую форму»). В него могут добавляться и из него могут исключаться отдельные колокола, если это кардинально не меняет звон.

 



 
PR-CY.ru