ЗЕМЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

ЗЕМЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ во имя апостола Иоанна Богослова, уникальный памятник болгарской архитектуры XI–XIV вв. Находится в живописной местности на берегу реки Струмы, у подножия Конявска-Планины, примерно в 1,5 км от города Земен (Перникская область, Болгария). Сохранившуюся церковь Н. Мавродинов датирует концом Х – начало XII вв. Она неоднократно поновлялась, последний раз – в ХIV в., при деспоте Деяне, правителе Вельбуждского княжества. Небольшая (9х8 м, высота 7–11,2 м) каменная церковь относится к типу византийского храма на четырёх колоннах «простого» варианта (т.е. без вимы): трёхапсидная, с куполом на высоком цилиндрическом барабане, украшена двумя поясами по восемь арочных ниш (в четырёх нишах нижнего ряда устроены окна). Фасады разработаны глухими двухуступчатыми арками, из которых средние сильно возвышаются над боковыми, т.к. ветви креста первоначально были подняты над боковыми частями храма. Храм ремонтировался в 1730 и 1867 гг., в результате чего появились нынешняя чертырёхскатная кровля, скрывшая повышенные ветви креста, и монастырская ограда. По композиции близок к крестово-купольным храмам Велики-Преслава (см. Преслав) XI в. и к церкви Иоанна Крестителя в Несебыре (Х – начало XI вв.), ближайший аналог – церковь св. Георгия в Колуше (ныне в черте города Кюстендил; XI–XII вв.). Ранний слой живописи (XI в.) фрагментами сохранился в алтарной части и барабане. Фрагменты композиции «Отвержение даров Иоакима и Анны» можно увидеть в диаконнике, композицию «Святые Константин и Елена» – в протезисе (жертвеннике). Стиль изображения, который сказался в линейной трактовке форм и сухости линии, воспринимается как «провинциальный и антиклассичный» по сравнению с такими памятниками, как Водоча (первая половина XI в.), Святая София Охридская (середина XI в.). О росписи 1355 г. (третья четверть XIV в.) дают представление четырепояса фресок. В алтаре в нижнем ярусе – традиционная композиция «Поклонение Жертве» (центральный образ не сохранился). Второй регистр занимает фронтальный полуфигурный святительский чин. Третий регистр соответствует своду конхи, где была изображена Богоматерь с поклоняющимися ангелами, на южной стене алтаря – «Тайная вечеря», на северной – «Причащение апостолов»: по шесть фигур справа и слева от престола;

 



 
PR-CY.ru