ЗИММЕЛЬ Георг - Страница 6

Под содержанием социального взаимодействия Георг Зиммель подразумевает «всё, что в качестве влечения, интереса, цели, склонности, психической предрасположенности и движения налично в индивидах, непосредственно в конкретных местах всякой исторической действительности, таким образом, что из них или в связи с ними возникает воздействие на других или восприимчивость к воздействиям с их стороны» («Soziologie: Untersuchungen über die Formen der Vergesellschaftung». 1908 г.); формой же он называет тот способ осуществления индивидуальных интересов, благодаря которому «изолированное пребывание подле друг друга» превращается в «существование вместе друг с другом и друг для друга». Хотя форма и содержание неотделимы друг от друга, собственно социальное опознаётся, прежде всего, именно в форме, которая приобретает самостоятельное значение и может стать предметом изучения (поэтому Георг Зиммель говорит о «формальной социологии» в отличие от «общей»). Взаимосвязь формы и содержания, формообразование социальных структур и является предметом социологического исследования. Эффективность такой методической установки Георг Зиммель убедительно продемонстрировал в многочисленных прикладных исследованиях, где предложил описания процессов становления базовых форм социального взаимодействия современного общества. Парадигмальным примером социально-культурного феномена, в котором взаимодействие между индивидами приводит к формообразованию надындивидуальной ценностной структуры, стали для него деньги. В «Философии денег» Георг Зиммель убедительно показал, как из базового коммуникативного отношения обмена, в котором задействованы субъективные ценностные установки, развивается объективированная форма. Деньги не являются сугубо экономическим инструментом, но выступают как коммуникативная среда, формообразующая различные аспекты человеческого существования (телесная конституция, сексуальность, эстетический вкус, иерархия ценностных предпочтений, мыслительные навыки, сценарии межличностного общения и т.п.). Исследование роли денег в современном обществе становится для Георга Зиммеля инструментом культурной критики: возрастание роли денежных механизмов, по его мнению, приводит не только к расширению индивидуальной свободы, но и к отделению форм обладания от форм бытия, увеличивает дистанцию между «Я» и предметным миром, формирует «культуру вещей» и препятствует развитию «культуры личности». В многочисленных очерках Георг Зиммель развил аналогичные комплексные интерпретации пола, семьи, моды, трапезы и т.д. Понятия взаимодействия и формообразования определяют и взгляд Георга Зиммеля на религию, неослабевающий интерес к которой прослеживается на всех этапах его идейной эволюции. Институционализированные формы существования религии предстают как объективации религиозности, которую Георг Зиммель считал таким же изначальным свойством человека, как и сама социальность. Основой религиозности он полагал укоренённое в человеческом существе чувство зависимости, основанное на переживании включённости в сеть межличностных взаимодействий. В работах «К социологии религии» («Zur Soziologie der Religion», 1898 г.), «Исследования по теории познания религии» («Beiträge zur Erkenntnistheorie der Religion», 1901 г.), «Противоположности жизни и религия» («Die Gegensätze des Lebens und die Religion», 1904 г.) и «Религия» («Die Religion», 1906 г.)

 



 
PR-CY.ru