ЗИММЕЛЬ Георг - Страница 4

С точки зрения позднейшего влияния Георга Зиммеля на развитие гуманитарной проблематики исследователи особенно выделяют статью «Большие города и духовная жизнь» («Die Grosstädte und das Geistesleben», 1903 г.), положившую начало исследованиям процесса урбанизации, а также цикл работ, посвящённых анализу моды: «К психологии моды» («Zur Psychologie der Mode», 1895 г.), «Философия моды» («Philosophie der Mode», 1905 г.), «Женщина и мода» («Die Frau und die Mode», 1908 г.), «Психология драгоценностей» («Psychologie des Schmuckes», 1908 г.). Философскому и социологическому анализу религиозных феноменов посвящены работы «К социологии религии» («Zur Soziologie der Religion», 1898 г.), «О пантеизме» («Vom Pantheismus», 1902 г.), «Противоположности жизни и религии» («Die Gegensätze des Lebens und der Religion», 1904 г.), «Религия» («Die Religion», 1906 г.). Особое место в наследии Георга Зиммеля, по мнению исследователей, занимают очерки о классиках немецкой философии и культуры, прежде всего, об Иоганне Вольфгане Гёте, Иммануиле Канте, Артуре Шопенгауэре и о Фридрихе Ницше: «Фридрих Ницше: Морально-философский силуэт» («Friedrich Nietzsche: Eine moralphilosophische Silhouette, 1896 г.), «Что значит для нас Кант?» («Was ist uns Kant?», 1896 г.), «К пониманию Ницше» («Zum Verständnis Nietzsches», 1902 г.), «Учение Канта о долге и счастье» («Die Lehre Kants von Pflicht und Glück», 1903 г.), «Кант и Гёте: К истории современного миросозерцания» («Kant und Goethe: Zur Geschichte der modernen Weltanschauung», 1906 г.), «Кант: 16 лекций в Берлинском университете» («Kant: 16 Vorlesungen, gehalten an der Berliner Universität», 1904 г.), «Шопенгауэр и Ницше: Цикл докладов» («Schopenhauer und Nietzsche: Ein Vortragszyklus», 1907) и многие другие. По оценке Георга Зиммеля, данной им в поздней автобиографической заметке, его идейное развитие можно разделить на три основных этапа. На первом этапе преобладает теоретико-познавательная рефлексия, в результате которой Георг Зиммель под влиянием И. Канта перешёл от эмпиризма, вдохновлённого позитивизмом и эволюционной теорией, к осознанию того, что процессы научного познания суть процессы формирования познаваемого предмета, а понятие истины неотделимо от полагания определённого ценностного содержания: «...В конечном счёте, никакая наука не состоит из голых фактов, но всегда содержит их толкование и оформление согласно категориям и нормам, которые для соответствующей науки априорны, т.е. налагаются постигающим духом на сами по себе и для себя изолированные факты» («Über die soziale Differenzierung». 1890 г.). На этом основании Георг Зиммель формулирует тезис об относительности истины, подразумевая привязку любого знания к ценностному и соответственно социально-культурному контексту: «...Относительность не есть ослабляющее дополнительное определение, присовокупляемое к понятию истины, в остальном вполне самостоятельному, но сама сущность истины, тот способ, каким представления становятся истиной... Она означает не... какой-то изъян в истине, так что согласно её понятию от неё следовало бы собственно ожидать чего-то большего, но, наоборот, она есть позитивное наполнение и значимость её понятия. Обычно истина имеет силу, несмотря на то что она относительна, здесь же – именно потому, что она такова» («Philosophie des Geldes». 1900 г.). Выдвижение понятий ценности и оценки на первый план теории познания приводит Георга Зиммеля к осознанию специфики наук о духе, в которых в отличие от естественных наук не может идти речь о формулировании каузальных законов.

 



 
PR-CY.ru