ЗИММЕЛЬ Георг - Страница 3

Оставаясь маргиналом в академическом мире, Георг Зиммель играл ведущую роль в различных организационно-исследовательских проектах за пределами университетской системы: в 1909 г. наряду с Фердинандом Тённисом, Вернером Зомбартом и Максом Вебером стал был одним из основателей Немецкого социологического общества, в 1910 г. – международного философского журнала «Логос», членом редколлегии которого оставался до самой смерти. Георг Зиммель был также членом редколлегии и постоянным автором «Американского журнала социологии», участвовал в издававшемся Эмилем Дюркгеймом «Социологическом ежегоднике», сотрудничал в основанном Рене Вормсом Международном институте социологии. Отсутствие официального признания научных заслуг не тяготило Георга Зиммеля, пока финансовое положение позволяло ему оставаться независимым. После 1910 г. он был вынужден озаботиться поисками постоянного и надёжного заработка. Этому способствовало присуждение ему в 1911 г. (по представлению Генриха Риккерта) звания почётного доктора Фрайбургского университета. В 1914 г. Георг Зиммель получил кафедру в провинциальном по тем представлениям Страсбургском университете, где проработал до конца жизни. С началом Первой мировой войны Георг Зиммель сблизился с национал-патриотическими кругами и стал выразителем культуроборческих настроений. Подобно многим европейским интеллектуалам того времени, Георг Зиммель надеялся, что война оздоровит современное общество, будет способствовать преодолению власти денег и утверждению высших духовных ценностей; эти умонастроения нашли отражение в его статьях и выступлениях, собранных в книге «Война и духовные решения» (1917 г.). Во время войны Георг Зиммель покинул церковную общину. В этот период он всё чаще возвращался к философским проблемам. Творческое наследие Георга Зиммеля велико по объёму, разнообразно по содержанию и трудно поддаётся тематической рубрикации. В соответствии с установкой на междисциплинарное исследование Георг Зиммель пытался объединить в своём творчестве философские интуиции, исторические наблюдения и критическую рефлексию современного ему состояния европейской культуры. Исследователи находят характерным и жанровое разнообразие произведений Георга Зиммеля: солидные академические труды органично дополняются циклами популярных докладов, небольшими статьями и эссе, собранием афоризмов. Крупные сочинения Георга Зиммеля исследователи условно делят на работы по теории познания и методологии наук о духе: «О социальной дифференциации» («Über soziale Differenzierung», 1890 г.), «Введение в науку о морали: Критика основных этических понятий» («Einleitung in die Moralwissenschaft: Eine Kritik der ethischen Grundbegriffe», 1892–1893 гг.), «Проблемы философии истории» («Die Probleme der Geschichtsphilosophie», 1892 г.); на социологические и культурологические исследования: «Социология: Исследования о формах социализации» («Soziologie: Untersuchungen über die Formen der Vergesellschaftung», 1908 г.), «Основные вопросы социологии» («Grundfragen der Soziologie», 1917 г.), «Философия денег» («Philosophie des Geldes», 1900 г.); на философские сочинения: «Главные проблемы философии» («Hauptprobleme der Philosophie», 1910 г.), «Философская культура: Собрание эссе» («Philosophische Kultur: Gesammelte Essais», 1911 г.), «Созерцание жизни: Четыре метафизические главы» («Lebensanschauung: Vier metaphysische Kapitel», 1918 г.). К ним примыкает более 200 статей, докладов и эссе на различные темы.

 



 
PR-CY.ru