ЗУБОВ Валентин Платонович - Страница 3

Главным объектом показа является исторический интерьер (т.е. какой-то отдельный зал в целом) как законченное произведение искусства, как памятник истории, а художественные предметы выполняют двойственную функцию. Они рассматриваются и как отдельные произведения искусства, и как деталь более крупного целого – интерьера. В.П. Зубов прекрасно осознавал эти особенности. В 1918 г. он писал: «Музей-дворец есть, прежде всего, памятник жизни, книжка с картинками, ярче, чем всякие слова способные воссоздать атмосферу известных эпох. Художественные произведения здесь не могут быть величинами самодовлеющими, каждое из них подчинено общей картине. Задача устроителя музея должна свестись к чрезвычайно осторожному устранению возможных позднейших искажений общей картины, имея, однако, в виду, что далеко не все позднейшие наслоения можно отметать, что многие из них являются ценной иллюстрацией следующих, но также уже ставшим достоянием истории эпох. Конечно, при устроении такого музея-дворца не может быть и речи о современных ухищрениях музейной техники, недопустимо стремление как-нибудь особенно выявить и осветить отдельный предмет, всё должно быть подчинено своему прошлому, всё может располагать только своим, исторически ему принадлежащим местом». В практическом плане он формулировал задачу следующим образом: «При помощи старинных инвентарей водворить на прежнее место, каждый предмет, вплоть до последней мелочи и представить это обиталище таким, будто тогдашние хозяева только что его покинули». Конечно, работа не сводилась к механической перестановке предметов с места на место. Нужно было провести их научную атрибуцию, а в некоторых случаях и реставрацию произведений. Кроме того, В.П. Зубов понимал, что предложенные им принципы музеефикации применимы лишь к наиболее интересным в художественном и историческом плане помещениям дворца. Остальные залы, по его мысли, должны были использоваться для выставочной работы. В частности, он предложил план создания выставки итальянской живописи в одном из корпусов Гатчинского дворца – так называемом Кухонном каре.  Осенью 1917 г. обстановка в стране обострилась до предела. Ожидалось наступление немцев на Петроград. Временное правительство принимает решение об эвакуации художественного имущества пригородных дворцов Петрограда в Москву, поэтому практически все работы по музеефикации дворца были отложены. В.П. Зубов был противником эвакуации. Он придерживался мнения, что художественные произведения являются общечеловеческими ценностями, и поэтому лучше, если они окажутся в целости и сохранности в неприятельских руках, чем погибнут на российских железных дорогах, где царил полный развал. Кстати, такой же после Октябрьской революции была позиция наркома просвещения Анатолия Васильевича Луначарского. Однако под давлением сверху В.П. Зубов был вынужден приступить к подготовке к эвакуации. Предметы в зависимости от их ценности распределялись на очереди, составлялись списки, велась фотофиксация как отдельных предметов, так и интерьеров в целом, чтобы дать возможность точной расстановки произведений после их возвращения. К октябрю 1917 г. было уложено больше сотни ящиков предметов первой очереди, вещи второй очереди были сняты со своих мест и сгруппированы для укладки в различных помещениях дворца. Вскоре после Октябрьской революции, отменившей эвакуацию, музейная работа была продолжена.

 



 
PR-CY.ru