ЗЕНОН КИТИЙСКИЙ - Страница 8

Античные источники сообщают противоречивые сведения относительно мнения Зенона Китийского о происхождении животных и человека. По утверждению Цензорина, Зенон Китийский учил, что «первые люди родились из солнца при помощи божественного огня, то есть божественного промысла»; по мнению исследователей, лучше согласуется с позднейшим стоическим учением свидетельство Оригена о том, что, по представлению ранних стоиков, люди появились из земли и её семенных логосов. По утверждению Галена, Зенон Китийский полагал, что природа человека «сложилась из воздуха, огня, воды и земли». Носителем и источником жизни является семя; его Зенон Китийский называл «огнём, который есть душа и разумное начало». Согласно Евсевию, епископу Кесарии Палестинской, и Феодориту Кирскому, Зенон Китийский полагал, что «семя, которое выделяет человек, – это пневма с влагой, частица и кусочек души», при этом оно также является «соединением и смешением семени предков». Попадая в материнское лоно, эта пневма воспринимается другой пневмой (женской), смешивается с ней и образует новый развивающийся организм. Таким образом, согласно Зенону Китийскому, эмбрион с самого зачатия является разумным (= обладающим логосом) существом, однако логос (т.е. разум) начинает полностью действовать в нём лишь в процессе взросления, полностью актуализируясь к 14 годам. Зенон Китийский учил, что душа человека телесна и является «тёплой пневмой», вслед за Аристотелем он признавал её источником движения и жизни. Евсевий Кесарийский, ссылаясь на Клеанфа, утверждал, что в учении о душе Зенон Китийский пользовался терминологией Гераклита и называл душу «чувствующим испарением», указывая тем самым, что она имеет более тонкую материальную природу, чем тело, в котором она заключена. Исследователи полагают, что Зенон Китийский считал, что душа пронизывает всё тело, а не находится в некоем определённом его месте; он также учил об отделении души от тела, однако исследователям достоверно не известно, признавал ли он душу бессмертной или смертной: по свидетельству Августина Блаженного, полагал, что душа смертна, по утверждению Иеронима Стридонского, – что она бессмертна. Способности (или силы души) Зенон Китийский считал материальными качествами. Согласно Немесию, епископу Эмесскому (IV в.), саму душу Зенон Китийский подразделял на восемь частей, согласно Тертуллиану, – на три части. Немесий приводил следующие названия частей души по Зенону Китийскому: ведущее начало, пять чувств, речевая и породительная части. В этической части философского учения Зенона Китийского наиболее сильно выражено влияние Сократа и сократической философии. Будучи в определённом смысле догматизацией нравственного учения Сократа, этика Зенона Китийского вместе с тем была тесно связана с современными ему обстоятельствами общественной жизни, в том числе общим кризисом греческой культуры. Поэтому Зенон Китийский при разработке этических концепций имел целью не только указать путь к моральному благу, но и выявить способы преодоления или снятия того зла, с которым каждый человек неизбежно сталкивается в повседневной жизни. Разрабатывая учение о надлежащей жизни и её цели, он утверждал, что «жить следует согласно с природой» («convenienter vivere»).

 



 
PR-CY.ru