ЗЕНОН КИТИЙСКИЙ - Страница 7

По свидетельству Диогена Лаэртского, Зенон Китийский учил о единстве мира как в смысле целостности, так и в смысле уникальности. Мир, согласно Зенону Китийскому, «одушевлён и разумен». Возникновение мира он мыслил как процесс трансформации божественного «семенного логоса»: «Бог, будучи семенным логосом мира..., порождает четыре элемента – огонь, воду, воздух и землю... А возник мир тогда, когда наличная сущность из огня через воздух перешла во влагу, самые плотные части которой затем сгустились в землю, тонкие превратились в воздух, а став ещё более тонкими, перешли в огонь. И уже в результате смешения всех элементов возникли растения, животные и прочие роды существ». Огонь признавался Зеноном Китийским центральным и важнейшим из элементов, выполняющим мирообразующую функцию. По словам Евсевия, епископа Кесарии Палестинской, Зенон Китийский учил, что «вся сущность (материя, вещество) переходит в огонь, словно в семя, из которого... устанавливается... миропорядок». При этом Зенон Китийский различал два вида огня: обычный, «нетворческий» огонь, «который превращает в себя свою пищу», и особый, «творческий» огонь, «который умножает и сберегает всё». Именно присутствие «творческого» огня, который является природой и душой, делает мир и его части (солнце, звёзды и т.п.) одушевлёнными. Согласно приводимым Евсевием Кесарийским словам Аристокла, огонь у Зенона Китийского не только является одним из элементов, но прямо отождествляется с божественным семенным логосом: «Первоогонь представляет собой как бы семя, содержащее логосы и причины всех вещей, которые возникали, существуют и возникнут в будущем». Помимо творческой, огонь выполняет и разрушительную функцию: он пожирает старый мир и творит новый мир: «В некое назначенное судьбой время весь мир воспламеняется, а затем вновь упорядочивается». Исследователи полагают, что это учение о цикличности мировых процессов Зенон Китийский противопоставлял восходящему к Аристотелю мнению о вечности мира. По свидетельству апологета Татиана, Зенон Китийский учил о тождестве сменяющих друг друга миров и полной повторимости мировых процессов: «...После воспламенения те же самые люди возникнут для того же самого». Таким образом, согласно Зенону Китийскому, мир конечен как во времени, так и в пространстве (вне мира есть лишь «беспредельная пустота»). В рамках натурфилософии Зенон Китийский рассматривал также некоторые вопросы, касающиеся устройства космоса: давал определения неба и небесных тел, предлагал объяснения различных природных явлений (гром, молния, солнечные и лунные затмения). С учением Зенона Китийского о логосе и огне как управляющем миром принципе тесно связано учение о судьбе. Согласно приводимому Диогеном Лаэртским определению Зенона Китийского, «судьба – это причинная цепь всего существующего или логос, согласно которому происходит всё в мире». По утверждению Феодорита Кирского, Зенон Китийский называл судьбу «движущей силой вещества», тем самым, по-видимому, отождествляя её с божественным логосом и огнём, а также с природой. Его учение о судьбе было позже подробно развито Хрисиппом, который оформил его в строгую детерминистическую систему.

 



 
PR-CY.ru