ЗЕНОН КИТИЙСКИЙ - Страница 5

Именно такими представлениями, по мнению Зенона Китийского, являются общие понятия, тождественные платоновским «идеям», которые суть не более чем «мыслительные конструкты». В том случае, если исходным пунктом познания являются такие образования, результатом познавательного акта будет недостоверное «мнение». Напротив, полноценный познавательный акт, который начинается от чувств и заканчивается разумным усвоением, имеет своим результатом надёжное «знание». По свидетельству Цицерона, Зенон Китийский наглядно демонстрировал все этапы процесса познания следующим образом: «Показывая открытую ладонь с растопыренными пальцами, он говорил: “Вот это впечатление”; затем, слегка согнув пальцы: “Это согласие”; наконец, плотно сжав пальцы в кулак: “А это постижение”... Когда... протянув левую руку, он сильно сжимал ею правый кулак, то говорил, что знание – это нечто такое, чем никто не владеет, кроме мудреца». Приобретённое «знание», согласно Зенону Китийскому, обладает такой степенью достоверности, что уже не может быть ничем опровергнуто, и потому является «неколебимым разумом». Наконец, искусство, или наука, определяется Зеноном Китийским как особая совокупность «постижений» и «знаний», «сообразованных с некой полезной для жизни целью». С учётом постулируемой им жёсткой структуры правильной познавательной деятельности важнейшим элементом акта познания, гарантирующим его истинность и безошибочность, является «постигающее представление». Согласно определению Зенона Китийского, которое передаёт Секст Эмпирик, «постигающее представление – то, которое вылепливается и отпечатлевается от реально наличной предметности и в соответствии с реально наличной предметностью и которое не могло бы возникнуть от того, что ею не является». Исследователи выделяют два принципиальных момента, фиксируемых этим определением: указание на пассивный характер постигающего представления, которое не формируется человеком, но «отображается» в его чувствах (а затем – в разуме), и постулирование объективной и реально наличной телесной предметности как единственно возможного объекта для достоверного познания. Таким образом, выявляется коренное различие платонического и стоического учения о познании: «Если для Платона, в первую очередь... существует общее и бестелесное, то для стоиков – индивидуальное и телесное». Созданная Зеноном Китийским теория познания была нацелена на то, «чтобы «схватить» индивидуальную предметность во всей её уникальности». При этом, поскольку воспринимаемая чувствами предметность уникальна, её нельзя ни с чем спутать, и потому она не может дать ложное знание. Именно на это указывают слова Зенона Китийского, которые приводит епископ Гиппонский Августин Блаженный: «Схвачено и воспринято может быть лишь такое представление, которое не имеет общих признаков с ложным». В ходе дальнейшего развития учения о познании, предпринятого Клеанфом и Хрисиппом, идеи Зенона Китийского успешно применялись при решении собственно логических вопросов, в частности, проблемы взаимосвязи вещей, знаков, высказываний, а также при разработке учения о природе и свойствах отвлечённых понятий.

 



 
PR-CY.ru