ЗЕНОН КИТИЙСКИЙ - Страница 14

равственно-прекрасном как о цели человеческой жизни в большей степени соответствующим истине. В седьмой книге трактата «Божественные установления» Лактанций положительно оценивал учение Зенона Китийского о загробной участи людей, считая его схожим с пророческим учением: «Стоик Зенон учил, что существует преисподняя, что обитель благочестивых отделена от нечестивых, что именно благочестивые обитают в безмятежных и приятных местах, а нечестивые несут наказания в местах сумрачных, в грязи и ужасных пропастях», однако современные исследователи сомневаются в аутентичности этого фрагмента. В сочинениях Иеронима Стридонского (IV–V вв.) Зенон Китийский нередко упоминается как основатель стоической школы и в нескольких местах прямо причисляется к «еретикам». У более поздних латинских и греческих церковных писателей имя Зенона Китийского встречается крайне редко, а его учение уже вовсе никак не разграничивается с общим учением стоической философии. Оценка стоической философии в целом и идей Зенона Китийского в частности у св. отцов и учителей церкви была довольно разнородной и во многом зависела от того, какие именно стоические идеи принимались во внимание тем или иным автором. Некоторые концепции стоиков (например, учение о едином Боге и правящем миром Логосе) воспринимались церковными писателями с одобрением, другие (например, учение о телесности души и Бога, о фатуме) подвергались критике или осуждались как несовместимые с христианской истиной. В этой связи показательна аналогия, проводимая Иеронимом Стридонским при толковании Книги пророка Даниила. Иероним Стридонский сравнивает «догматы истины» (dogmata veritatis) с отправленными царём Навуходоносором в землю Сеннаар сосудами иерусалимского храма, которые царь поставил в святилище своего бога (см.: Дан. 1:2). При этом царь не смог забрать все сосуды, но взял лишь часть, – по мысли Иеронима Стридонского, это аналогия несовершенства мирской философии: «Если ты просмотришь все книги философов, ты обязательно найдёшь в них некую часть сосудов Божьих (т.е. истинных догматов веры): у Платона – (учение о том), что Бог есть Творец мира, у Зенона, родоначальника стоиков, – (учение) о бессмертных низших душах, а также о нравственно-прекрасном как едином благе (unum bonum honestatem), но поскольку все они соединяют истину с ложью и благо природы погубляют во многом зле, (они берут) лишь часть сосудов Божьих, а не все сосуды в целости и совершенстве».



 
PR-CY.ru