ЗЕНОН КИТИЙСКИЙ - Страница 2

По утверждению Диогена Лаэртского, после того как в течение 20 лет Зенон Китийский слушал различных философов, он начал собственную преподавательскую деятельность, избрав для этого Расписной портик – расписанную афинскими художниками галерею на Агоре. От названия этого места собиравшиеся здесь ученики Зенона Китийского, первоначально именовавшиеся «зеноники», стали называться «стоики». Само место было выбрано Зеноном Китийским по причине его малолюдности: по свидетельствам биографов, он был человеком нелюдимым и сторонился больших народных собраний. Диоген Лаэртский со ссылкой на Аполлония Тирского приводил такое описание внешности Зенона Китийского: «...Он был худой, довольно высокий, со смуглой кожей..., с толстыми ногами, нескладный и слабосильный». Он не любил долгих афинских пиршеств, предпочитая скромную трапезу: ломтики хлеба, мёд, зелёные фиги, немного ароматного вина. По характеру Зенон Китийский был человеком «мрачным и едким», был немногословен, «вынослив и неприхотлив»; при этом он умел достойно обращаться как с простыми гражданами, так и с правителями. Особенно уважал Зенона Китийского македонский царь Антигон, который, приезжая в Афины, всегда приходил его послушать и неоднократно просил переехать к нему в Македонию. Диоген Лаэртский со ссылкой на Аполлония Тирского приводит письмо Антигона к Зенону Китийскому и ответ философа, в котором тот отказывается ехать к царю, ссылаясь на свою старость. Позднее Зенон Китийский отправил к царю своих учеников: Персея и Филонида. Жители Афин высоко чтили заслуги Зенона Китийского: они «вручили ему ключ от городских стен и удостоили его золотого венка и медной статуи». Диоген Лаэртский цитирует текст постановления афинян о Зеноне Китийском, из которого следует, что ему также было предоставлено место для погребения за народные деньги на Керамике. Золотая статуя была установлена в честь философа в его родном городе. В сочинении Диогена Лаэртского передаётся значительное число анекдотических рассказов о Зеноне Китийском, однако их достоверность вызывает у исследователей серьёзные сомнения. Область философских интересов Зенона Китийского была весьма широка; Диоген Лаэртский свидетельствует о том, что он «стремился всё исследовать и был способен тонко рассуждать обо всём». Широту кругозора Зенона Китийского отражает приводимый Диогеном Лаэртским и дополняемый в соответствии со свидетельствами других античных авторов список сочинений философа, в котором есть трактаты по логике («О знаках», «О словесных выражениях», «Решения», «Опровержения» и др.), по физике («О мироздании», «О сущности», «О природе», «О влечении или о природе человека» и др.), по этике («О жизни согласно природе», «О страстях», «О надлежащем», «Об учении», «О законе» и др.); упоминаются также заглавия трактатов Зенона Китийского, посвящённых истолкованию поэзии Гесиода и Гомера. Существует несколько фрагментов, содержащих высказывания Зенона Китийского о риторике, понимаемой как искусство убедительной речи и соотносимой в этом смысле с диалектикой. Всего исследователям известно около 25 заглавий сочинений Зенона Китийского, однако ни одно из них до настоящего времени не сохранилось.

 



 
PR-CY.ru