ЗАВИСТЬ - Страница 8

Николай Александрович Бердяев полагал, что зависть как к дарованиям другого, так и к богатству другого непобедима социальными перестройками: она – порождение греха и предполагает борьбу с грехом. Школа Зигмунда Фрейда открыла, писал он, что очень трудно вернуть к реальности человека, одержимого завистью, поскольку зависти зависти и вообще разнообразные проявления ressentiment (зависть, ревность, обида и прочее вместе) разрушают реальности и создают фантасмагорические миры. Мазохизм и садизм свойственны людям, одержимым завистью, как и вообще всеми формами ressentiment. Лев Платонович Карсавин рассматривал зависть в ракурсе философии всеединства: в Боге человек видит все другие «я»; в Нём принадлежащее одному принадлежит всем, а принадлежащее всем принадлежит каждому; в Боге благо другого – моё благо, и тем, что это благо другого, оно ещё больше услаждает меня как залог «единящей любви»; отъединяясь от Всеединства, я по-прежнему жажду блага других и влекусь к ним, но уже не сознаю благо другого моим благом, ибо хочу, чтобы оно было только моим благом; я не вижу ни Бога, ни других, а «завидую им, не вижу – а ненавижу»; это значит, что не хочу видеть в них нечто отличное от меня и «вскипаю желанием уничтожить их отличность от меня. ...Завидую я – и чувствую малость мою и бессилие достичь желаемого и тем оправдать мою гордыню, вечно ущербляемую красою других... Завидуя и ненавидя, горю я в неутолимом огне сознания своего бессилия, поедаем червем ненасытным». Психологи рассматривают зависть и как возникающую вследствие личностных свойств человека (внутренние факторы): эгоизма и себялюбия, тщеславия и чрезмерного честолюбия, и как появляющуюся под воздействием внешних факторов, например, близость в социальном положении завидующего завидуемому. Завистник, как правило, сравнивает своё положение с положением близко стоящих на социальной лестнице людей. Зависть возникает только по поводу того, к чему у человека есть пристальный интерес, что он высоко ценит и в чём у него есть потребность. С психологической точки зрения зависть может быть понята и как эмоция (ситуативная зависть), и как чувство (устойчивая зависть), и как страсть (всеохватывающая зависть). Зависть делят на «чёрную» (злобную), когда у завидующего есть стремление лишить блага другого, и «белую» (незлобную), когда человек, завидуя, не испытывает к преуспевающему враждебных чувств. В этом случае «белая зависть» может даже явиться стимулом для соревновательного роста завидующего, она с моральной точки зрения оправданна. Корень злобной зависти в неспособности человека достичь того, чего достиг предмет его зависти. Иногда же она возникает оттого, что завистник считает человека, вызывающего зависть, причиной своих неудач. Выделяют также и депрессивную зависть, возникающую в результате униженного положения, порождающего чувство несправедливости.

 



 
PR-CY.ru