ЗАВИСТЬ - Страница 7

Иммануил Кант в сочинении «Метафизика нравов в двух частях», рассматривая зависть как один из трёх противоположных человеколюбию пороков человеконенавистничества, писал, что зависть (livor) представляет собой неудовольствие по поводу благополучия других. Когда зависть сопровождается поступком с намерением лишить блага другого – это чёрная зависть, в остальных случаях – просто недоброжелательство (invidentia). Более того, И. Кант здесь же называет зависть «лишь косвенно злонравным образом мысли», который возникает, когда человек досадует, видя, как чужое благополучие заслоняет его собственное. Происходит это потому, что человек не умеет оценивать благо по его внутреннему достоинству, для него эта оценка становится явной лишь при сравнении с благом другого. В трактате «Религия в пределах только разума» И. Кант писал, что такие страсти, как зависть, пробуждаются в человеке не под влиянием его природы, но «обращаются против его природного довольства самим собой, когда он находится среди людей», и для этого вовсе не обязательно, чтобы все окружающие человека люди погрязли во зле, довольно того, что они существуют, что окружают его, что они – люди, чтобы губить моральные задатки друг друга. В природе человека, по И. Канту, заложены лишь побудительные мотивы зависти, и только «их внешнее проявление превращает её в отвратительный порок угрюмой страсти, терзающий человека и стремящийся к разрушению счастья других, хотя бы только мысленно; (порок этот), стало быть, противен долгу человека перед самим собой и перед другими». Фридрих Ницше считал проявлением зависти отсутствие друзей. Завистнику не следует и детей иметь, полагал Ф. Ницше, ибо он стал бы завидовать им, т.к. сам уже не может быть ребёнком. Священник Павел Александрович Флоренский, рассматривая понятие «ревность» в сочинении «Столп и утверждение истины», говорит о зависти только в паре с ненавистью («ненависть с завистью»): «Подозрительность, ненависть с завистью и т.д. – всё это дурныя, недолжныя, эгоистическия проявления ревности...» «Ревность» нередко употребляют в качестве синонима «зависти». Некоторые авторы даже считают, что ревность является более широким понятием, нежели зависть, и можно употреблять один термин – «ревность». Однако ревность и зависть отражают разные сферы межличностных отношений. Зависть возникает из желания приобрести то, что другой имеет, а ревность – из страха потерять уже приобретённое. Священник П.А. Флоренский не оставляет возможности для такого смешения, приводя не только отрицательный, но и положительный смысл понятия «ревность» как ревностное отношение к чему-либо, рвение. Хотя, говоря о зависти в связи с ревностью, он, несомненно, считал «ревность» более широким понятием.

 



 
PR-CY.ru