ЗАВИСТЬ - Страница 3

Василий Великий, упомянув Притч. 23:6, говорит о премудрости того, кто запрещал вкушать пищу «с мужем завистливым», т.е. вообще вступать в какое-либо общение с завистником, заводить с ним дружеские беседы, ибо, сближаясь с завистью, предостерегает святитель, можно и предаться ей. Зависть разрушает любовь между людьми, она насаждает в душе завистника ненависть, злобу. Григорий Богослов, обращаясь к завистникам, увещевает их от того, «что из всего худого есть худшее» – «зверь, исполненный яда, опасная и ужасная кладовая зависти, позорный столб, сокращённо представляющий всякое ужасное зло». «Духовные беседы» передают рассказ-притчу о том, как трое путников обнаружили на дороге драгоценную находку. Находка была велика, так что при разделе каждому досталась бы значительная часть. И тут явилась зависть вместе с коварством и жадностью. Полюбовавшись находкой, путники сели отдохнуть и подкрепиться, но каждый думал лишь о том, как бы одному завладеть ею. Когда один из них пошёл в город за провизией, двое других сговорились убить его, и тот тоже замыслил избавиться от спутников, отравив припасы ядом. Когда он вернулся, то был немедленно убит своими спутниками, но и эти двое умерли, поев принесённую им пищу. Драгоценная находка осталась на дороге ждать других – безумцев или достойных людей. Зависть может поражать и подвижников. «Лавсаик» повествует о благочестивом муже, Павле Фермейском, который, узнав, что в одном селении живёт девственница, совершающая в течение 30 лет большее правило, чем он, был охвачен завистью и находился в глубокой скорби, пока авва Макарий, к которому он пришёл для духовного назидания, не вразумил его. Никита Стифат в сочинении «Жизнь и подвижничество Симеона Нового Богослова» описал, как в течение семи лет синкелл Стефан Алексинский из зависти клеветал на Симеона. Симеон обладал духовным знанием, его почитали не только духовно мудрым, но и святым. Стефан, способный и широко образованный, пользовавшийся влиянием на патриарха и на императора, был о себе высокого мнения, а прочих презирал. Для него, разжигавшего в себе зависть, непереносимой была распространившаяся по Константинополю молва о том, что знаниями и мудрыми речами Симеон превосходит его. При встрече в патриарших покоях Стефан, приняв личину друга, задал преподобному вопрос о Святой Троице. Потрясённый Симеон сказал, что с надеждой на помощь Святого Духа он составит письменный ответ и пришлёт Стефану. Получив ответ и соприкоснувшись с глубочайшими мыслями преподобного, выраженными простыми словами, уязвлённый Стефан потерял дар речи. Он стал докучать патриарху и синоду клеветами на Симеона. Не найдя ничего порочащего в жизни преподобного, он обвинил его в излишне торжественном и широком почитании духовного отца, Симеона Благоговейного, в написании им его иконы, на которой тот изображён вместе с древними святыми. Украв из кельи преподобного икону, Стефан представил её суду патриарха и синода. И хотя преподобный защитил икону словами Священного Писания («Память праведника пребудет благословенна...» – Притч. 10:7 и др.), зависть Стефана не угасла, но разгорелась ещё сильнее, он убедил патриарха и синод послать людей, чтобы уничтожить все иконы, написанные Симеоном. Преподобный был изгнан, его увезли и оставили одного, без вещей и еды в пустынном месте.

 



 
PR-CY.ru