ЗАВИСТЬ - Страница 2

Зависть вызывают у фарисеев благодеяния, которые оказывает Иисус Христос ближним (ср.: Ин. 7:31–32; Мф. 12:13–15, 22–24). Народ дивился совершаемым Им чудесам, рассуждая, не это ли Христос? Казалось бы, что особенного сказал народ, замечает Иоанн Златоуст, но фарисеи этого не перенесли, они всегда мучаются от оказанных ближним благодеяний, и больше всего их огорчает спасение людей. «Кто больший Иудеям благодетель был, как Христос, Спаситель мира? – вопрошает Тихон Задонский. – Мертвецов их воскресил, слепцев просветил, прокажённых очистил, и прочая чудесная благодеяния учинил. Но зависть на тое не смотрит... Она не рассуждает, ни почитает высокаго добра, но поучается убить благодетеля (см.: Ин. 11:47–53)». И когда им не удалось это сделать, они хотели помрачить славу Христа. Зависть ослепляет людей. Книжники и фарисеи знали из пророчеств о приходе Христа, о том, что Он должен родиться в Вифлееме, о том, что ожидаемый Мессия сотворит знамения и чудеса. Но вот Иисус Христос сотворил неслыханные знамения и чудеса, «и народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле» (Мф. 9:33), и даже один из начальников иудейских сказал Ему: «Равви! мы знаем, что Ты – учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» (Ин. 3:2), и сами фарисеи признали, что Он много чудес творит (Ин. 11:47), но зависть и злоба ослепили их, для себя хотели они сохранить божественное избрание. Зависть, как яд дьявола, «убивает самую жизнь религии и веры», ибо она направлена против Бога, дающего человеку блага. «...Если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое», – поучает апостол (Иак. 3:14–16). Василий Великий, предостерегая от зависти, говорит, что нет более пагубной страсти: она меньше вредит тому, кто оказывается объектом зависти, чем самому завистнику: зависть разъедает его изнутри, и самое мучительное для завистника, что он не может никому открыть причину своего мучения, он ходит унылый, злой, жалуется. И что может быть пагубнее – «это порча жизни, поругание природы, вражда против того, что дано нам от Бога, противление Богу». «Даже до того неисцельна эта погибель (т.е. зависть), что от ласки ожесточается, от услуг напыщается, подарками раздражается». Настолько вредна страсть зависти, что простирается даже на родство. Как мучается бедная душа, невозможно изобразить, сожалеет о завистнике Тихон Задонский, даже тело бледнеет и иссыхает от зависти. Один есть предел зависти и вместе с ней ненависти, когда завистливый увидит, что тот, кто вызывал зависть, делается несчастным, жалким, тогда завистливый становится его другом: с веселящимся он не веселился, а с плачущим плачет (ср.: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» – Рим. 12:15). Но если завистливый оплакивает несчастье человека, то не из человеколюбия и хвалит его прежнее состояние, чтобы лишь тягостнее сделать его бедствие. Из зависти рождается лицемерие: скрывая в глубине души ненависть, завистник прикрывает свои чувства, прикрашивает их любовью.

 



 
PR-CY.ru