ЗИНОВЬЕВ Василий Николаевич - Страница 2

Одновременно оставался настоятелем Троицкой церкви при Николаевском приюте и педагогом в вышеуказанных учебных заведениях. Архиерейский хор активно участвовал в концертной жизни города, например, в феврале 1911 г. в торжествах по поводу 50-летия освобождения крестьян, в феврале 1913 г. в честь празднования 300-летия царствования Дома Романовых в постановке пьесы С. Шатова «Избрание на царство Михаила Федоровича». В декабре 1913 г. за литургией в архиерейском доме и в театре имени Фёдора Григорьевича Волкова была исполнена «Божественная литургия» Петра Ильича Чайковского в связи с двадцатой годовщиной со дня смерти композитора. Помимо юбилейных концертов архиерейский хор участвовал в регулярно проводившихся в городе мероприятиях, например, в чтениях-концертах, которые устраивал ярославский отдел Императорского православного Палестинского общества. Ежегодно в Ярославле проходили великопостные религиозно-нравственные чтения при братстве Димитрия Ростовского. Хор архиерейских певчих под управлением В.Н. Зиновьева сопровождал их исполнением великопостных песнопений. На ежегодных собраниях городского духовенства В.Н. Зиновьев выступал с докладами на церковнопевческие темы, проводил дискуссии о современном состоянии и нуждах церковных хоров. Наиболее плодотворный период в творчестве В.Н. Зиновьева пришёлся на время управления Ярославской епархией архиепископом Тихоном (Беллавиным; 1907–1914 гг.). В 1907 г. по благословению архиепископа Тихона, обратившего внимание на неудовлетворительное исполнение гласовых песнопений во всей Ярославской епархии, В.Н. Зиновьев гармонизовал для хора церковные гласовые песнопения местного напева. В одном из писем священнику Василию Металлову он отмечал: «Пение понаслышке древнее, хорошо знакомо оно и населению, изъять его из употребления скоро нельзя, а если оно имеет даже ценность, как местная особенность, то и следует ли его изгонять, напротив, не следует ли записать его буквами и как «обиход местного напева» издать и по нему изучать в школах свои напевы?» (Российская государственная библиотека). Результатом этой работы стало издание «Воскресное всенощное бдение по напеву Ярославского архиерейского хора» (Ярославль, 1908 г.). В предисловии автор писал: «Местный Ярославский распев не самобытен; он имеет много сходства с распевами: сокращённым Киевским («Господи, воззвах»), с Греческим (тропари) и малым знаменным (ирмосы), являясь их вариантом… В предлагаемом труде за основной напев взят старинный напев архиерейского хора, который, местами поддаваясь влиянию обихода Львова и Бахметева, вполне сохраняет черты местного колорита…» В гармонизации догматиков большого знаменного распева ярко выражено стремление автора к сохранению подлинной мелодии и ритма. Архиепископ Тихон высоко оценил труд В.Н. Зиновьева по подготовке и изданию этой книги: 19 марта 1909 г. автор был награждён камилавкой, а книга была рекомендована в качестве руководства всем епархиальным хорам и как пособие при изучении церковного осмогласия (которое, согласно распоряжению Святейшего Синода, должно изучаться по местному распеву) в духовных учебных заведениях и во всех школах, где преподаётся церковное пение. Главная цель издания – введение во всех церквах епархии единообразного осмогласного пения.

 



 
PR-CY.ru