ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ - Страница 5

К началу ХХ в. численность священно- и церковнослужителей – бурят была не менее 150 человек. Среди них выделялись протоиерей Афанасий Виноградов, настоятель нового Казанского кафедрального собора в Иркутске, редактор «Иркутских епархиальных ведомостей», священники-миссионеры Алексий Норбоев, Роман Цыренпилов, Михаил Языков, Василий Тарбаев, Николай Гармаев, Михаил Махачкеев, Адриан Клюкин (его жена В.И. Миронова первой из забайкальских буряток, получила образование в духовном училище и работала учительницей в школах при миссионерских станах). Много богословской и литургической литературы переводили и издавали на бурятском языке. К этой работе привлекались крещеные буряты (не только священнослужители). Особой формой миссионерской деятельности стала благотворительность. В Забайкалье были учреждены местные (епархиальные и приходские) отделения общероссийских благотворительных организаций: попечительства о тюрьмах, о детских приютах, Общества попечения о семьях ссыльнокаторжных, Комитет по оказанию помощи переселенцам на Амур, епархиальное попечительство о бедных и сиротах духовного звания, Общество попечения о начальном образовании в Нерчинске, Кяхтинское городское попечительство о детских приютах, Читинское попечительство о доме трудолюбия и др. После того как в июле 1897 г. в Забайкалье произошло большое наводнение, 30 июля был образован Комитет по оказанию помощи пострадавшим под председательством епископа Георгия. В адрес комитета поступали деньги, продукты, пострадавшим выдавали пособия в размере от 10 до 200 руб. В 1907 г. забайкальское духовенство открыло в Чите «школу грамоты для нищих детей» с проживанием на полном обеспечении. Архиереи и священники участвовали в работе этих учреждений. Отдельные обители были ориентированы на социальную помощь. Читинский Богородицкий монастырь опекал девочек-сирот и больных. В Мысовской Успенской общине стали заниматься воспитанием девочек. В Чикойском Иоанно-Предтеченском монастыре в 1897 г. начали собирать мальчиков-сирот, которые после обучения могли получать места псаломщиков в приходах епархии. Посольский Преображенский монастырь (с 1900 г. – женский) содержал на свои средства одиноких, престарелых и больных, сирот и подкидышей. При некоторых приходских церквах открывались богадельни для обездоленных, престарелых и больных людей, больницы. Другой формой миссионерства стали религиозные торжества, крестные ходы, паломничества к святыням и др. Центрами паломничеств были Селенгинский во имя Святой Троицы, Посольский и Чикойский монастыри. В Иргенский миссионерский стан устраивались крестные ходы из соседних сёл, паломники приезжали со всего Забайкалья и соседних губерний, чтобы поклониться местным святыням: чудотворной иконе Параскевы Пятницы, могилам воинов-землепроходцев из отряда воеводы Афанасия Филипповича Пашкова, построивших Иргенский и Нерчинский остроги в XVII в. Также почитались икона Божьей Матери «Споручница грешных» из Троицкосавска-Кяхты, св. крест 1690 г. из Староселенгинска и др. Отдельные миссионеры (в частности, с конца XIX в.) применяли насильственные методы христианизации местного населения.

 



 
PR-CY.ru