ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ

ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ – православная миссия в Забайкалье в 1861–1918 гг. В 1730 гг. в Забайкалье прекратила работу Даурская духовная миссия. С начала XIX в. церковные власти рассматривали идею учреждения новой миссии для активизации проповеди среди бурят, эвенков и других местных народов. Деятельность миссионеров в Забайкалье активизировалась с 1814 г. при Иркутском епископе Михаиле (Бурдукове). В 1820–1830 гг. миссионерским делом в селениях по берегам рек Уда, Она, Чесан, Кижинга, Хилок, Селенга и др. заведовал священник Александр Бобровников, составивший грамматику бурятского языка. В 1830 г. при Иркутской епархии был создан Комитет по делам духовной миссии. Из-за нехватки средств и сотрудников, а также активизации буддизма успех миссионеров оказался незначительным. Для создания полноценной миссии многое сделал Иркутский архиепископ Нил (Исакович), который неоднократно посещал Забайкалье, предлагал местным приходским священникам-миссионерам открывать церковноприходские школы в «инородческой» среде, в 1845 г. основал в Тункинской долине Нилову Столобенскую пустынь. При участии архиепископа Нила было подготовлено положение для буддистов Восточной Сибири от 13 мая 1853 г., согласно которому количество штатных лам ограничивалось 285 (с хувараками – 320). Позже была отменена присяга Пандито хамбо-ламы Российской империи, в которой он обязывался поддерживать и распространять ламаизм в России. Архиепископ Нил написал сочинение «Буддизм, рассматриваемый в отношении к последователям его, обитающим в Сибири» (СПб., 1858 г.) и ряд статей. Изучив бурятский язык, он вместе с крестным сыном (бывшим ламой Кыренского дацана) протоиереем Николаем Доржиевым перевёл на бурятский язык литургию, вечерню, утреню, все песнопения Обихода, Часослов, воскресную службу, а позднее воскресные чтения из Евангелий и апостольские чтения. Первое богослужение на бурятском языке состоялось в августе 1852 г. при освящении в Тункинской долине Гужирской Николаевской церкви, настоятелем которой был протоиерей Николай Доржиев. 11 апреля 1854 г. в Богоявленском кафедральном соборе Иркутска прошло богослужение на трёх языках: священник Г. Шастин читал на бурятском, священник Н. Копылов – на якутском, а Иннокентий (Вениаминов), архиепископ Камчатский, – на алеутском. Однако, несмотря на усилия миссионеров, многие буряты продолжали считать буддизм своей исконной религией, а к православию относились как к религии русских. Иркутский архиепископ Парфений (Попов), познакомившись с работой Алтайской духовной миссии, подал ходатайство об открытии на территории его епархии двух отдельных миссий – Иркутской и Забайкальской. 25 мая 1861 г. для «озарения светом евангельским сидящих во тьме и сени смертной язычников обширной Забайкальской области» были созданы Селенгинское викариатство Иркутской епархии и Забайкальская духовная миссия с центром в Посольском в честь Преображения Господня монастыре. Начальником миссии по должности становился епископ Селенгинский, он же возглавлял Забайкальское отделение Православного миссионерского общества, которое взяло на себя финансирование миссии.

 



 
PR-CY.ru