ЗАЧАТИЯ ПРАВЕДНОЙ АННОЙ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 7

Когда по Соборному уложению 1649 г. в Москве остались лишь государственные слободы, на земле Зачатьевского монастыря начали селиться служащие, платившие за аренду земли и строений: в переписи 1665–1667 гг. (всего 46 дворов) отмечена большая группа слобожан-арендаторов из числа дьяков Разрядного и Денежного приказов, Красного двора и Оружейной палаты, а также ремесленников, священно- и церковнослужителей, конюхов и стрельцов, стольников, боярских детей и жильцов. В грамоте 1623 г. определялся порядок судебных разбирательств. В Зачатьевском монастыре и его слободе игуменья обладала правом суда, «опричь душегубства и разбоя и татбы с поличным». Тяжбы людей городских или волостных с людьми монастырскими разбирали приказные. При тяжбе между игуменьей и сёстрами или между священно- и церковнослужителями право суда переходило к патриарху. Иск на игуменью с сёстрами или на их слуг и людей монастырской слободы разбирал лично царь или тот, кому он приказывал. Льготы жалованной грамоты Михаила Фёдоровича подтверждали позже цари Алексей Михайлович и Фёдор Алексеевич. В XIX в. в монастырской ризнице хранились вклады в Зачатьевский монастырь церковной утвари и книг, сделанные первыми царями династии Романовых. Среди них – старопечатные Апостол в досках, обложенных кожей, с подписью от имени царя Михаила Фёдоровича от 5 апреля 7146 [1638] г.; Четвероевангелие 7135 [1627] г. в досках, обложенных синим бархатом, с дарственными надписями 1642 г.; Пятидесятница и Цветная Триодь, подаренные царём Алексеем Михайловичем в 1670 г. Царём Алексеем Михайловичем для Зачатьевского монастыря был заказан (1653 г.) напрестольный серебряный (вызолоченный) крест-мощевик чеканной работы, с драгоценными камнями, на оборотной стороне которого было 20 частиц св. мощей. Царских выходов в Зачатьевский монастырь записано сравнительно немного (царь Алексей Михайлович побывал в Зачатьевском монастыре 22 марта 1666 г., 24 апреля 1668 г., 21 мая 1674 г., в апреле 1675 г.), но исследователи прослеживают определённую связь этих посещений с приездами в дни празднования памяти Московского митрополита Алексия в девичьи монастыри, расположенные выше Кремля по реке Москве (например, в 1674 г., «Мая 21 день в четверток… изволил идти из села Хорошева к Москве и был в монастырех в Алексеевском, в Зачатейском, в Ново-девиче монастыре»). Посещений царя Фёдора Алексеевича упомянуто ещё меньше, и они связаны с традиционными датами походов по монастырям (на сырной неделе 9 февраля и «во вторник Мироносицкой недели» 16 апреля). Из особенностей богослужения в XVII в. отмечается приход в 1680–1690 гг. на храмовые праздники Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы и Рождества Пресвятой Богородицы в Зачатьевском монастыре архиерея (его посылали, «когда Властем съезд на Москве») или чаще игумена монастыря (обычно Сретенского).

 



 
PR-CY.ru