ЗАЧАТИЯ ПРАВЕДНОЙ АННОЙ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

ЗАЧАТИЯ ПРАВЕДНОЙ АННОЙ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ, cтавропигиальный Московского патриархата Русской православной церкви, находится в Москве, во втором Зачатьевском переулке, дом 2, близ улицы Остоженка. Основан, как полагают исследователи, в 1580 гг. на участке древнейшей женской обители столицы – московского во имя преподобного Алексия, человека Божия, монастыря. Ранняя история участка монастыря обогатилась благодаря масштабным археологическим работам, проведённым Институтом археологии РАН при разборке руин и строительстве нового собора в центральной части Зачатьевского монастыря (2002–2008 гг.; под руководством Леонида Андреевича Беляева, Николая Александровича Кренке). Данные археологии показали непрерывность развития со второй половины XIV в. до конца XVI в. на исследуемой территории церковного, очевидно, монастырского, комплекса. Древнейшие экземпляры надгробных плит первой половины XIV – первой половины XVI вв. (среди них плита с надписью «поп Иван Олексеевской а во иноцех Игна(тий)» 1530–1540 гг.) указывают на вероятность отождествления участка с первоначальным местом древнего Алексиевского монастыря. Выводы, сделанные по материалам захоронений, поддерживают находки, свидетельствующие о быте и раннем строительстве. В юго-западной части соборной площади монастыря стояла деревянная церковь, разобранная или сгоревшая до первой половины XVI в. (обозначена находками керамических плиток «с ковчегом» на обороте, типичных для настилки полов в храмах Москвы второй половины XIV – первой половины XV вв.). Исключительно редкие и дорогие предметы XIV в. (сосуд из китайского фарфора-селадона, полуфаянсовые чаши из Золотой Орды, северокавказский «сфероконус» – толстостенный сосуд с узким отверстием, использовавшийся для перевозки химических препаратов) имеют общие черты с древностями Московского Кремля и указывают на возможную связь с высшими церковными кругами, например, со святителем Алексием, часто ездившим в Орду. Обширная (более 150 экз.) нумизматическая коллекция (русские монеты эпохи великих князей Дмитрия Донского и Василия Дмитриевича, удельных княжеств XV в. и Москвы конца XV – первой половины XVI вв.) не исключает экономической активности в монастыре; монет ручной чеканки здесь больше, чем обычно встречается в центре Москвы. Ранние надгробия представляют эволюцию старомосковских памятников от плоской цки XIV в. и камней-валунов, характерных для сельских некрополей XIV–XV вв. На многих сохранились записи о дне, месяце и годе смерти (20 надписей XVI в.).

 



 
PR-CY.ru