ЗАЧАТИЕ ПРАВЕДНОЙ АННОЙ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ - Страница 5

В ответ на его трактаты папа Сикст IV (прежде монах Ордена францисканцев) буллой «Cum praecelsa» (1477 г.) одобрил службу, составленную на этот праздник протонотарием Леонардо Ногароли. В новой службе чтение Мф. 1:1–16 было заменено чтением Лк. 11:27–28, а для антифонов и градуала были использованы тексты из книги Песни Песней Соломона. Если прежде основной темой службы было противопоставление Евы и Девы Марии, то теперь акцент был сделан на обосновании необходимости Непорочного зачатия для домостроительства спасения. В 1480 г. Сикст IV издал бреве «Libenter», в котором одобрил новую службу, составленную францисканцем Бернардино ди Бусти. Эту службу отличало обилие символики и метафор (Дева именовалась храмом, святилищем, дворцом, солнцем, звездой, розой, лилией, источником вод и т.д.). В 1482 и 1483 гг. были изданы два декрета «Grave nimis», запрещавшие называть праздник Зачатие праведной Анной Богородицы еретическим. Тридентский собор не выносил определения относительно учения о Непорочном зачатии, сохранив решение Сикста IV в силе. При этом статус праздника Зачатие праведной Анной Богородицы в литургических книгах, изданных папой Пием V, был понижен. Но в 1693 г. папа Иннокентий XII распространил празднование Зачатия праведной Анной Богородицы на всю католическую церковь, добавив празднование октавы (отменённой папой Пием V), а в 1708 г. папа Климент XI сделал 8 декабря праздником, обязательным для всех. Однако слово «Immaculata» («Непорочное») было разрешено добавлять к названию праздника только в 1806 г. папой Пием VII. Изначально привилегией пользовались францисканцы, но с 1838 г. новое название праздника могло использоваться в любом епископстве по запросу правящего епископа (в 1843 г. с таким прошением обратились к папе доминиканцы, главные противники учения о Непорочном зачатии). В 1854 г. папой Пием IX был окончательно сформулирован догмат о Непорочном зачатии (в составлении буллы «Ineffabilis Deus» принимал участие французский литургист аббат Проспер Луи Паскаль Геранже), в 1863 г. была составлена новая служба, в основу которой были положены тексты службы Ногароли. В реформированном Миссале 1970 г. к этой службе были добавлены новые чтения (Быт. 3:9–15:20; Еф. 1:3–6:11, 12; Лк. 1:26–28) и особая префация праздника. В настоящее время праздник имеет статус «Торжество» («Sollemnitas»).



 
PR-CY.ru