ЗАЧАТИЕ ПРАВЕДНОЙ АННОЙ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ - Страница 2

Согласно Евергетидскому Типикону второй половины XI в., вечерня в день памяти Зачатия праведной Анной Богородицы совершается без кафизмы, на «Господи, воззвах» стихиры поются на шесть (указан один цикл стихир); на стиховне вечерни – стихиры праздника, на «Слава и Ныне» – самогласен праздника; отпустительный тропарь «Днесь начало спасения нашего»; на утрене поется «Бог Господь», по второй кафизме указан седален праздника (в Студийско-Алексиевском Типиконе этот текст выступает в качестве отпустительного тропаря); поются три канона, Октоиха и два праздника: канон первого гласа, ирмос и канон того же гласа с алфавитным акростихом; после третьей песни следует седален праздника и чтение слова Георгия Никомидийского на Зачатие праведной Анной Богородицы; после шестой песни – кондак; ексапостиларий; указан цикл стихир-подобнов для пения на стиховне утрени и подобен на «Слава и Ныне»; на литургии поётся тропарь праздника, прокимен из Пс. 31 со стихом, Апостол Евр. 9:1–7, аллилуиарий из Пс. 36, Евангелие Лк. 8:16–21. Указания Мессианского Типикона 1131 г. на 9 декабря имеют по сравнению с Евергетидским Типиконом незначительные отличия: на утрене стихословится кафизма, поются два канона праздника (первого и второго гласов) без канона Октоиха; на литургии – прокимен из Пс. 45 со стихом, Апостол Гал. 5:23–27, аллилуиарий из Пс. 44, Евангелие то же, что и в Евергетидском Типиконе. В Типиконе Георгия Мтацминдели середины XI в. предлагается такой же устав службы Зачатия праведной Анной Богородицы, как в Евергетидском и Мессинском Типиконах. В различных редакциях Иерусалимского устава, начиная с древних рукописей и до современных печатных изданий, в последовании Зачатия праведной Анной Богородицы сохраняется большинство элементов из богослужения по Типиконам студийской традиции, однако используется иной отпустительный тропарь четвёртого гласа; служба Зачатия праведной Анной Богородицы, как правило, имеет статус славословной (в первопечатном русском Типиконе, М., 1610 г.) 9 декабря отмечено знаком «красный крест», что указывает на совершение в честь Зачатия праведной Анной Богородицы полиелейной службы, в издании Типикона 1631 г. – знаком шестиричной службы («три точки в полукруге» чёрного цвета) и только начиная с исправленного издания 1682 г. 9 декабря отмечается знаком славословной службы («три точки в полукруге» красного цвета); литургические чтения заимствуются из службы св. праведным Богоотцам Иоакиму и Анне 9 сентября; в греческих богослужебных книгах последование Зачатия праведной Анной Богородицы может соединяться со службой Обновления храма.

 



 
PR-CY.ru