ЗАЛОГ

ЗАЛОГ – святой Агнец или его часть, вручаемые ставленнику при его хиротонии во священника. Происхождение термина связано с тем, что в византийской литургической терминологии этим словом помимо прочего обозначались Святые Дары. Согласно современным православным изданиям богослужебных книг, вручение Залога происходит после освящения Даров: в современной русской традиции – перед словами эпиклезы «Яко же бытии причащающимся», в современной греческой традиции – после окончания эпиклезы и первой части intercessio, перед возгласом «Во первых помяни, Господи». Архиерей вручает Залог (обычно он сразу полагается на отдельный дискос и подаётся уже на нём) ставленнику, говоря: «Прими Залог сей и сохрани его целым и невредимым до последнего твоего издыхания…» Получив Залог, новорукоположённый священник держит его в руках до возгласа, когда Залог вновь ставится вместе с остальным освященным Хлебом на главный дискос. Согласно первоначальной византийской практике, отражённой в ряде древних рукописей чинов хиротоний (в том числе в их древнейшем славянском переводе), Залог вручался ставленнику не после, а до освящения Даров; тем самым смысл вручения Залога состоял в том, что новорукоположённому священнику сразу после его хиротонии доверялось освятить хлеб Евхаристии, хотя и не в качестве предстоятеля (его место занимал рукополагающий епископ), а в качестве сослужащего, чтобы сразу явить главное содержание полученного во время рукоположения священнического служения. Такой порядок полностью соответствовал порядку чинов хиротоний в другие церковные и священные степени: чтецу после хиротесии вручался Апостол, и он читал из него зачало; певцу – Псалтирь, и он пел по ней прокимен; диакону после хиротонии – Святая Чаша, и он причащал из неё народ Святой Кровью (впоследствии эта практика была отменена в связи с повсеместным распространением практики причащать мирян с помощью лжицы, одновременно Святым Телом и Святой Кровью); наконец, епископ после хиротонии вставал на место предстоятеля (в современной практике новорукоположённый епископ не занимает место предстоятеля, но по-прежнему произносит возглас, который некогда был первым возгласом предстоятеля на литургии, «Мир всем» перед Апостолом).

 



 
PR-CY.ru