ХЕМНИЦ Мартин

ХЕМНИЦ Мартин (1522–1586 гг.) – лютеранский богослов, один из авторов «Формулы Согласия». Родился в Тройенбрицен в купеческой семье. C 1536 г. изучал математику в Виттенбергском университете, но затем стал слушать лекции по теологии, которые читали Мартин Лютер и Филипп Меланхтон. Затем на некоторое время перебрался в Кенигсберг, где служил в герцогской библиотеке. Читал в Виттенберге лекции о «Loci communes» Филиппа Меланхтона; был суперинтендантом в Брауншвейге. Его главное догматическое сочинение – «Loci theologici» (Франкфурт 1591 г.). Его сочинения «Vera et sana doctrina de praesentia corporis et sanguinis Christi in coena Domini» (Лейпциг, 1560 г.) и «Repetitio sanae doctrinae etc.» (Лейпциг, 1561 г.). направлены против меланхтоно-кальвинистского понимания причастия. Мартин Хемниц составил для герцогства Брауншвейг-Вольфенбюттельского катехизис и церковный устав, под заглавием «Corpus doctrinae Julium» (1569 г.). Его сочинения «Theologiae Jesuitarum prae c ipua capita» (Лейпциг, 1562 г.) и «Examen concilii Tridentini» (Лейпциг, 1565–1573 гг.) направлены против католиков. Начатый труд «Harmonia evangelistarum» закончили Поликарп Лейзер и Иоганн Герхард. Мартин Хемниц углубил лютеранское вероучение; подтвердил идеи всеобщего священства, однако отстаивал необходимость церковной иерархии для порядка церкви. Хиротонию он воспринимал как акт «публичного засвидетельствования», но не как таинство передачи даров Духа Святого. Мартин Хемниц сомневался в каноничности целого ряда книг Нового Завета: второе послание Петра, второе и третье послания Иоанна, послания Иакова, Иудеям, Евреям, «Откровение» Иоанна Богослова. Католиков критиковал за культ святых, жертвоприношение мессы (в сочетании с доктриной пресуществления). Отвергал семь таинств католической церкви, оставляя из них только два (крещение и евхаристию). Отрицал различие между смертными и простительными грехами, но противопоставлял первородный грех личному. Отвергал мнение, будто Евангелие упраздняет Закон (хотя отрицал иудейские запреты) и настаивал, что Евангелие (как обетование о приходе Мессии и искуплении им человеческих грехов) содержится и в Ветхом Завете. Допускал возможность молитвы за умерших младенцев. Вклад Мартина Хемница исследователи сравнивают со значением для церкви Мартина Лютера, почтительно именуя его «вторым Мартином». Существует поговорка «Без второго Мартина не было бы первого Мартина», намекающая на то, что без трудов Мартина Хемница труды Мартина Лютера оказались бы бессмысленными. Однако исключительный вклад Мартина Хемница в лютеранское богословие связан с его вдохновляющим участием (наряду с Якобом Андреэ) в составлении «Формулы Согласия», позволившей разрешить многие богословские споры, имевшие место среди лютеран.

 
PR-CY.ru