ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ И СОФИЯ - Страница 3

В современной приходской практике РПЦ в связи с распространённостью имён мучениц в этот день обычно совершается праздничная служба, поётся тропарь четвёртого гласа, отсутствующий в богослужебных книгах. В византийском искусстве Вера, Надежда и Любовь преимущественно изображались как молодые мученицы, София – немного старше; облачены в хитоны, головы покрыты мафориями, одеяния могли быть также богато украшены, а на головы Веры, Надежды, Любови накинуты белые узорчатые платы (как в церкви Святой Софии на острове Китира (Греция), последняя треть XIII в.); руки сложены в жест приятия благодати (перед грудью, ладони развёрнуты вовне) или держат кресты. Возраст дочерей Софии не подчёркивался, этот принцип нарушался лишь иногда в сценах мученичества. В поствизантийский период, в основном, в древнерусской иконописи, наибольшее распространение получила иконография, где в центре представлена София, впереди неё (иногда под её мафорием) три небольшие фигурки малолетних дочерей: новгородская икона первой половины XVI в. (Третьяковская галерея); костяная иконка первой четверти XVI в., Москва (Владимиро-Суздальский музей-заповедник); икона XVII в. (музей Андрея Рублёва); икона 1685 г., мастер Карп Золотарёв, Москва, Оружейная палата (Исторический музей). Существуют несколько вариантов изображений: в большинстве храмовых росписей и в иконописи они представлены вместе стоящими в рост, например, в сцене мучения или в отдельной композиции; существуют и одиночные образы (в рост, оглавно или по грудь в медальонах), особенно в составе избранных святых (София – в церкви Поликарпа на острове Китира, XIII в.; Надежда – на иконе «Сретение иконы Богоматери Казанской», 1840–1860 гг., Екатеринбург). Изображения мучениц сохранились в Минологии Василия II (976–1025 гг.), на иконе конца XI – первой половины XII в. из монастыря великомученицы Екатерины на Синае; в церкви Богоматери в Грачанице, 1321 г., на миниатюре из Минология (1327–1340 гг.), в церкви Вознесения монастыря Дечаны, 1348–1350 гг. – везде в мучении; в Служебном Евангелии с Минологием (третья четверть XI в.), в кафедральном соборе в Монреале (остров Сицилия, Италия), 1180–1190 гг. и в греко-грузинской рукописи (Российская национальная библиотека, XV в.) – вместе в рост; в Палатинской капелле (остров Сицилия), 1150–1160 гг., – в рост на столпах; в церкви св. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1316–1318 гг., – вместе оплечно; в соборе Святой Софии в Киеве, 1040 гг., – Надежда погрудно (изображённых рядом мучениц можно идентифицировать как её сестёр и Софию). В западноевропейском искусстве София часто предстаёт как матрона, увенчанная короной (фреска IX–X вв. в Гротта-дель-Сальваторе, Валлерано, Италия); перед ней – фигурки дочерей, держащих символические предметы: меч, свиток с именами, пальмовую ветвь (икона 1460 г., Национальный музей в Варшаве). Вера, Надежда, Любовь могли изображаться и без Софии (фреска XV в., Кёльнский собор).



 
PR-CY.ru