ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА - Страница 3

По мнению исследователей, контрапунктическое письмо в многохорных композициях венецианцев сочетается с аккордовыми вкраплениями в музыкальную ткань, нередко сам тематизм выдержан в аккордовом складе. При этом четырёхголосные аккорды в двух хорах располагаются так, чтобы голоса не дублировали друг друга, аккорды словно «вставляются» один в другой. Венецианская школа оказала сильное влияние на музыкантов Италии. Теоретические идеи и исполнительская практика, зародившиеся в Венеции, нашли продолжение и подробные разъяснения в различных трактатах и «Обращениях к читателю», предваряющих нотные издания. Они оставили свой след уже в трактате Дж. Царлино «Le istitutioni harmoniche» («Гармонические установления»; 1558 г.). На рубеже XVI–XVII вв. органист из Деруты близ Перуджи Джироламо Дирута (Манчини), ученик Дж. Царлино и К. Меруло, издал трактат «Трансильванец» (в двух частях: 1593; 1609 гг.), в котором нашла отражение практика органной игры, культивировавшаяся органистами Сан-Марко. Важнейший документ, дающий представление о венецианском многохорном стиле, – авторское предисловие к сборнику произведений композитора и органиста монаха-францисканца Лодовико Виаданы под названием «О способе концертировать сии псалмы на четыре хора» (1612 г.). Помимо подробнейших указаний о том, как рекомендуется составлять хоры из певцов и инструменталистов и исполнять произведения, Л. Виадана впервые описывает способ управления хорами капельмейстером. Идеи Венецианской школы нашли широкое развитие в Германии. Немецкий композитор Генрих Шютц, вернувшись из Венеции, где он учился у Дж. Габриели, написал многохорный духовный концерт «Veni, Sancte Spiritus» («Прииди, Дух Святой»; 1613–1615 гг.), многохорные «Псалмы Давида», а в поздние годы жизни – «Священные симфонии». В предуведомлении к «Псалмам Давида» (1619 г.) он изложил собственную концепцию исполнения многохорной музыки в немецких церквах. С венецианской практикой многохорного исполнения был хорошо знаком М. Преториус, никогда не посещавший Венецию. Немецкие композиторы конца XVI – первой половины XVII вв. Ганс Лео фон Хаслер, Самуэль Шейдт, Иоганн Герман Шейн развивали идеи венецианцев в своей манере. В XX в. архитектурное пространство собора св. Марка стало объектом музыкального творчества Игоря Фёдоровича Стравинского, сочинившего в 1955–1956 гг. по заказу Ватикана для исполнения в соборе «Canticum sacrum ad honorem Sancti Marci nominis» («Священное песнопение в честь святого Марка») для тенора и баритона соло, хора, оркестра и органа на латинские тексты из Ветхого и Нового Заветов. Сочинение состоит из пяти частей, олицетворяющих пятиглавие собора.



 
PR-CY.ru