ВЕНЕЦИЯ - Страница 10

Представители венецианского патрициата, сопровождавшие паломников во время шествия, передавали им свечи, которые паломники затем увозили ко Гробу Господню, что должно было символизировать, в частности, особую духовную связь Венеции с Иерусалимом. Впоследствии, когда институт паломничества угас, на таких процессиях свечи (вместе с одеждой и денежным вспомоществованием) стали раздавать венецианским беднякам. Сохранились описания процессий на Пьяцца Сан-Марко в день Тела Христова, составленные паломниками итальянцем Пьетро Казоло, англичанином Ричардом Гилфордом (XV в.) и нидерландцем Арентом Виллемсом (1525 г.; он описал также мессу и вечерню в базилике). Andata с участием музыкантов в день св. Марка изображена на картине Джентиле Беллини (1496 г.), в Пальмовое воскресенье – на гравюрах Маттео Пагана (около 1550 г.). 28 мая 1617 г. в честь обретения в Сан-Марко реликвариев с частицами Святой Крови, Честного Креста и другими святынями были совершены торжественная процессия на площади с тремя остановками для поклонения и месса, затем святыни были выставлены в специальном сооружении внутри базилики. Вплоть до конца XV в. бóльшая часть сведений о церковной музыке в Венеции связана с Сан-Марко. В начале XIV в. появилась традиция заказывать известным композиторам и исполнять во время официальных церемоний мотеты в честь венецианских дожей; от того же периода сохранилось имя первого органиста Сан-Марко – Дзуччетто. В начале XV в. при церкви Сан-Марко была организована певческая школа. В 1486 г. капелла состояла из 10 мужчин и 12 мальчиков; к 1490 г. к ним прибавилось ещё четыре взрослых певчих, и был построен второй орган. К 1525 г., судя по описанию А. Виллемса, кроме большой капеллы (лат. capella maior, итал. cappella grande) появилась малая капелла (capella parva, cappella piccola), состоявшая из каноников базилики. При исполнении псалмов применялся стиль alternatim – чередование мелодии и образцов многоголосия, которые пелись соответственно разными частями хора. По большим праздникам отдельная группа музыкантов, стоявших на специальном возвышении (pulpitum magnum), исполняла дополнительные многоголосные песнопения. К 1564 г. малая капелла была упразднена, и все певческие функции перешли к профессиональной большой капелле. Однако практика разделения хора, являвшаяся, по мнению исследователей, традиционной для Северной Италии, сохранилась. Многоголосные сочинения с учётом деления хора (cori spezzati) писались, как полагают исследователи, ещё до назначения капельмейстером собора Адриана Вилларта (1527 г.). С приходом этого композитора в Венецию наступает эпоха расцвета богослужебной и светской полифонической музыки, которому также способствовал рост числа и активности музыкальных издательств (крупнейшие – Оттавиано Петруччи, семейств Скотто и Гардане) и мастерских музыкальных инструментов.

 



 
PR-CY.ru